Клуб самодеятельной песни "Сентябрь" Уфа
Самодеятельная бардовская авторская песня, барды и фестивали, клубы и концерты.
Все — суета сует и томление духа. (Все — суета сует и ловля ветра)
Соломон

Вылез из берлоги

/ Просмотров: 3991
Вылез из берлоги

"О, вылез из берлоги" - да, так меня встретили некоторые хорошие знакомые и друзья на фестивале "Малиновый аккорд", который проходил с шестого по восьмое сентября 2013 года вблизи города Белорецк в Республике Башкортостан.

Когда фестиваль можно назвать удачным конкретно для тебя? Если ты получил то, что хотел. И если смог не заметить то, что не нравится. В этом отношении, как мне кажется, данный фестиваль был хорош для очень многих, его посетивших.

То ли хронологически описать события? А может больше философски подходить к самим понятиям фестиваль и авторская песня? Не могу сделать ни того, ни другого, так как фраза в начале этого эссе по смыслу правдива. Хотя и с четверга был на фестивале и уехал по его окончании, но сам фестиваль почти не видел. Находился на самой дальней левой стоянке. И основное время провёл именно там. Посмотрел два главных гостевых концерта и почти не отходил от своего костра. Как в такой ситуации писать о фестивальных событиях или спорить (рассуждать) об идеологии фестиваля? Ведь ничего почти не видел! Поэтому будут маленькие эпизоды..

Доехали на автомобиле. Удивляюсь и восхищаюсь теми, кто добирался на фестиваль на перекладных - автобусом до Белорецка, такси до фестивальной поляны. А некоторые пешком, примерно 6 км, от последней остановки городского автобуса. Было много людей, которые просто приезжали на один гостевой концерт. Погода в четверг солнечная, полянка ещё не очень мокрая. Ожидали, что обратно будет трудно проехать по грязи, но лень вещи таскать. Виктор Кузьменко и Алексей Смоляр предупреждали! Ну да ладно, выехали и не без помощи организаторов. Спасибо!

Встретить Смоляра в первый день фестиваля - примета, означающая, что трезвым фестиваль уже не будет. Сам-то он, будучи хозяином, не очень и пьёт, но угощает.. Обычно, когда еду с семьёй, пытаюсь жить без спиртного. Но как отказать добродушным хозяевам феста! Да ещё когда уговаривают. Да и если и уговаривать-то сильно не надо. Но это так, от хорошего настроения.. Перекинулся парой слов и на "теоретические" темы. Смоляр мнение имеет и всё читает, но высказывается лишь при ограниченном круге лиц. Что поделать, серьёзный и ответственный. И Виктор, и Лев Саныч - предлагают помощь в развитии клуба "Сентябрь". Проблема в том, что никто не хочет брать на себя постоянное бремя ответственности за клуб. Это ведь и время, и деньги, и чёткое мировоззрение, позволяющее сплотить людей и не поддаваться на случайные провокации. А если кто и хочет - так ведь не получается! Разговоры на фестивале о клубе были. Но их было мало. И почти ничего конкретного. Как обычно: "А может в следующий раз поговорим?"

Два дня занимался походной баней. Те, кто приходит "на готовенькое" даже не понимают, сколько времени тратится. Это ведь и каменную печку сложить, и тент организовать, и дрова найти, напилить и согреть. Вот может именно для этого и ездил на фестиваль!

Стоял на удалении от главной сцены. Это целых 8 минут надо было идти через три полянки. Не все доходили. Место стоянки самое лучшее! Сосны, речка, сухая трава, как постриженная, тишина ночью. Приходили гости и пели песни. Какое-то мнение не очень мне понятное возникло. Когда 3-4 человека и гитара по кругу, то песни долго не поются. Слушателей не хватает. А создать атмосферу разговора о песне и о судьбе - не получается. Разговор не поддерживается и создаётся впечатление, что людям и сказать нечего. Вот песню спеть - пожалуйста. А о жизни - так вроде не о чем. Можно поговорить с теми, кто песен не поёт. И рассказывают интересно, и интересуются чужими проблемами. У людей есть какой-то свой взгляд на вещи. Песни слушают, иногда подпевают, но думают о чём-то своём.

На концерты гостей ходил. В пятницу просидел весь концерт. Послушал Вадима Стройкина, пока он заполнял паузу перед выступлением основных участников. Вадим пел классику. И как-то этим сумел завести людей на совместное пение. Для себя отметил, что давно уже песни Юрия Кукина не пою, забываться песни стали. Киреев, Харисов, Боков - нормально, сидел и слушал. Открытием, конечно, их выступления для меня не были. Иногда это даже хорошо - думаешь о чём-то. Например, подумал, что Харисов не очень хорошо поёт. Написал предыдущее предложение и ожидаю, что меня в чём-то упрекнут. Нет, конечно, надо всегда хвалить и не говорить то, что думаешь на самом деле - а вдруг обидишь кого! Ну не певец Харисов! А гитарист очень хороший. Позавидовал Бокову, что он много где побывал и обо всём написал в песнях. Я-то там не был. И хвалиться мне нечем! Сижу, работаю у себя в городе, не путешествую. Концерт закончился триом самарских бардов. Не понравилось совсем. Не моё, видать. Мужики, которые пытаются правильно и хорошо петь. По одному их слушать, да в нормальной обстановке - интересно. А как трио - не чувствуется, что они что-то хотят зрителям сказать, лишь тренируют голосовые связки. Имхо, конечно, не убивайте меня за это мнение!

Александр Суханов и Юлий Ким - ради этого стоило приехать на фестиваль! Песни Суханова знаю очень давно. Есть у меня приятель, который их пел аж в далёком 1984 году. И не говорил, кто автор. Весь поход песни пели с ним. Кому-то кажется, что энергетики в песнях не хватает - ерунда! Всё хватает. И уважение к зрителям чувствуется. И нет никакого заигрывания со слушателями - не чувствую этого. Всё же одна песня, из тех, что не слышал раньше, показалась проще по мелодии. Музыкальным композиторам, наверно, труднее, чем поэтам, сочинять новые мелодии. Более вероятно, что мой слух просто не улавливает нюансы. Надо прослушать концерт Суханова ещё раз в интернете. Юлий Ким бесподобен, когда выступает в живую, а не слушаешь его в записи. Голос сильный! Может, конечно, так кажется. Аудиторию чувствует до мельчайших нюансов. Не ожидал, что знаю так много кимовских песен. Где-то в подсознании, что ли, хранятся? Подпеваешь автоматически, не сознавая.

К сожалению, на второй день на всех концертах не побывал. Точнее, почти и не был нигде. Народу было много, кресло с собой не притащил, сесть негде, а стоять на одном месте и слушать более часа сил не хватило. Замечание организаторам - если уж делают скамейки, то пусть делают их больше! Надо бы похвалить организаторов, но и так их все хвалят. Спасибо сказал - что ещё что-то добавлять!

Не ходил много по кострам. Песни в режиме нон-стоп, даже если встречаются новые, не так сильно заинтересовывают, как раньше это было. Поют, чаще, те, кто более понаглее и уверенней. Те, кто знает много песен и может петь громко и развлекательно. Слушателей достаточно, все чего-то ждут, как не петь в такой компании. И никакого вопроса исполнителям не задать. И вообще не поговорить. И надо пить и закусывать иногда. Вроде хотели поговорить о разных вещах, связанных с АП - не получается в таких условиях. Вероятно, где-то в кулуарах такие разговоры идут. Мне вообще кажется, что на фестивале все добрые и друг друга хвалят. Или, хотя бы, не поднимают острые темы. И, почему-то, во время острых тем многие хотят утихомирить разговор. Боясь, что люди рассорятся. Вот это умение не согласиться, поспорить, но не перенести гнев спорной темы на личность спорящего - очень слабо развито в России. Поэтому и мне не хочется при встрече говорить что-то важное и спорное. Само оно рассосётся..

Ещё о кострах.. Меня сильно критикуют, что организовываю встречи в кафе. Мол, там жуют, пьют, и трудно петь. Парадокс в том, что в кафе я людей слышу! И поём мы по очереди, и не сильно мешают пьющие и жующие. Даже поговорить иногда получается. А вот у костра - какой-то сплошной праздник! На фестивалях ищу уединения, чтобы было не более 5-6 человек. И чтобы слышать о чём песня. Но всегда всё скатывается к радостному песнопению! Для меня АП - это более минорный жанр.

Дети ходили на прослушивание. Дети пытались услышать мнение о своём "пении" на "мастерских". Так как сам там не был, то добавить нечего. Однако, судя по впечатлениям, на мастерских никого не обижали! Как только люди там всех терпят! Ругать надо таланты! А начинающих и средних может лучше хвалить? Особенно в тех случаях, что расхлёбывать эту "хвалу" придётся другим людям. Вот мне, например, пришлось с десяток раз потом прослушать песню, которую не очень сильно разругали. Зачем графоманам крылья? Всё же, мастерские - это правильно и хорошо. Мастерящим надо правильный настрой у себя выработать. Ким, например, много рассказывал. И интересно, и полезно!

Если считать фестиваль слоном, то пощупал только кончик уха. Надо больше мнений и впечатлений, чтобы понять происходящее. Фестиваль нужен. И пусть его не раскручивают, пусть будет для своих и камерный - данная ниша лесного фестиваля с более-менее каноническим пониманием авторской песни должна быть заполнена! Иногда хочется понимать, куда и за чем едешь. И хорошо, если получаешь ожидаемое и не слышишь не очень желательное. А погода у нас всегда хорошая!

PS. Купил книжку песенник с аккордами и нотами Александра Суханова "Шестидесятилетие". И очень этому рад!