Клуб самодеятельной песни "Сентябрь" Уфа
Самодеятельная бардовская авторская песня, барды и фестивали, клубы и концерты.
Это великолепные золотые часы на цепочке. Я горжусь ими. Их продал мне мой дедушка, когда лежал на смертном одре.
Вуди Аллен

Беседа с Филипповым (2)

/ Просмотров: 4134
Беседа с Филипповым (2)

"Беседы в Белом вороне" №2 Роман Филиппов

Часть 1 ::: Часть 2 ::: Часть 3

Роман Филиппов - РФ

Эльшад Теляшев - ЭТ

ЭТ: А вот, говорят, работа над текстом, работа над мелодией, аранжировка - с этим как? Или приходит некая идея? Или приходит нечто целое сразу?

РФ: Я, вот, сейчас живу.. Я счастливый человек. Но я был как-то по другому счастлив, когда было 19 лет. Я ничего не понимал ни в стихосложении, ни в музыке, ничего. Я писал от "своего фонаря у аптеки". Писал так, как чувствую. И, более того, настаиваю сейчас, что простоту этих слов песенных тогда я верил больше, чем в те слова, которыми сейчас могу объяснить, что всё тогда написанное - это полное г..

ЭТ: Тогда это тоже был ты. Только это был другой Роман Филиппов. Который чувствовал по другому, знал другое, видел другое.

РФ: Это так, вне всякого сомнения. Другой разговор, что я не задавал себе вопросы: как работать над стихом? Зачем морочиться, как это должно быть. Даже вопросов таких не возникало. Сердце бьётся, руки пишут.

ЭТ: Как шёл сам процесс? Как ты пришёл к поэзии? Музыка понятна, так как мы все в ней живём. Ты сочиняешь очень интересные песни. Там столько замечательных сочетаний, Откуда это всё? Ты учился, читал? Я плохо представляю юношу, который в первом-втором классе читает классическую поэзию. Откуда это всё пришло?

РФ: После четвёртого класса я сидел за последней партой в классе и мне с ними было скучно. Ничего не могу с этим поделать. Потому что во дворе, в котором рос, я был самый молодой. Вокруг меня все люди были старше. Я не понимал совсем одноклассников, их интересы. Я сидел наблюдал. Вот там всё и происходило, на последней парте. Я о чём-то своём думал, из чего всё состоит, вокруг меня двигающееся.

ЭТ: Созерцание?

РФ: Да.

ЭТ: Есть несколько состояний человека, выбранных им состояний. Человек находится в социуме, где-то на пограничных вещах, он находится сам в себе. Некая эгоцентричная позиция. Я - это я. Всё вокруг хорошо, может даже не гениально. Всё остальное на меня не влияет. Или, наоборот, человек подвержен полностью влиянию окружения, влиянию социума. Ты себя кем ощущаешь в этих состояниях? Где ты находился, находишься?

РФ: Говорят мне, близкие говорят, что на меня влияет, что я попадаю под влияние. Темперамент какой-то. Может быть. Я сейчас, с позиции сегодняшнего дня, я не могу утверждать - это так или.. Так или иначе, ты идёшь по улице и ты зависишь от человека, который идёт на встречу. Ты либо сталкиваешься с ним плечом, или его обходишь. Мы всё равно находимся в этой связи между собой. И, конечно же, влияние социума. И медиапространство, эфир, экран, музыка, личное общение.. Конечно же, всё влияет.

ЭТ: Да, ты ощущаешь, что влияет.. Но на сколько для тебя это важно? Для кого-то номер один, как на него посмотрят, как его оценят. А для другого не играет никакой роли. Хотя мы все понимаем, что окружение влияет. Кого-то это кардинально меняет, а для кого-то это дополнение, он учитывает его, кожей, или рационально. Это разные вещи. Идти на поводу или самому идти, вбирая всё вокруг? Как ты себя чувствуешь?

РФ: Мне вчера задали вопрос, для меня совершенно неожиданный. Вечером, после концерта, посидели и пообщались.. "Рома, а что ты поёшь?" в такой вот не формальной ситуации.. "А давай нашу!", только себя, по какому случаю. Я взял паузу, ответил, что попозже, об этом не думал.. И додумался, наверно, до того, что в данном вопросе всё решается конкретно ситуацией, здесь и сейчас. Пошёл разговор "за Визбора", я бы с удовольствием песню Визбора спел, знаю я его. Об этом влиянии, соотношении себя с этим влиянием, своей самостоятельности.. Да я не знаю, как. Серьёзно говорю - не знаю. Имею ли я ввиду человека, в его пространстве, его реакцию на меня? Бывает. Но это не главное. Я знаю, что не главное. Я знаю, что оно есть в эфире. И, может быть, понимая, что оно есть в эфире, подчас что-то негативное, отключиться от этого, отсечь от себя, чтобы это не оказывало влияние, может быть оно и важнее. Не важно, что оно есть, а важно, как ты с этим имеешь дело. Да, приходят люди, начинают мне рассказывать про стихосложение, про мои текстовые косяки. И я знаю, что он сидит в зале, и он это транслирует, эти мысли идут, эти эмоции. Петь надо, поздно озираться, рассказывать о том, что у тебя не получается. И всё делаешь, прямо в процесс погружаясь. Забываешь обо всём на свете. И кто, и что, и как смотрит..

ЭТ: И, всё же, возвращаясь к работе. Считаю, что творческая работа должна быть. Работа над текстом, над стихами, над аранжировкой.. Или всё это каким-то образом сходу всё складывается? Как строишь рифму? Каким образом ты это всё делаешь?

РФ: Мне кажется, что есть такой момент, когда мысль, вот, видишь.. Что, вот, я хочу это сказать. И пытаешься найти наилучшую формулировку для того, чтобы донести в полном объёме. Вот этой мысли, которая возникает. Дело не в рифмовке, а на сколько у тебя получилось сказать то, что хочешь сказать по данному вопросу. Я не думаю про рифмы. По крайней мере, это не первое, о чём я думаю. И мне ещё укажут, критики доберутся, на слабость моих рифм. Я в этом уверен, абсолютно убеждён. Этот вопрос, даже, несколько пугает. Потому что я помню, как Юлий Ким получил свою литературную премию, и сколько на него обрушилось в этой связи. И за склонение, и за спряжение.. Не это главное.

ЭТ: Но что же тогда главное, всё таки? Всё это вместе или что? Если за всем этим пускай будет корявая музыка, корявые стихи, не очень хорошее исполнение, но всё это вместе производит нечто. Правильно ли я понимаю?

РФ: Я по долгу службы своей, музыкальной деятельности, часто оказываюсь на месте жюри. Приходят ко мне люди и поют. Играть-то они, в большинстве своём не умеют. Поют, надо сказать, не бог весть. А вот язык не поворачивается сказать, что это плохо. Потому что первично сам факт того, что человек делает. И мне очень близок, в этом смысле, Андрей Козловский, который говорит, что хорошо, что руки заняты не бейсбольной битой. И они не отжимают сотовые телефоны по тёмным переулкам. Они пытаются играть. То, что они умеют играть так плохо, то это вопрос времени. Пройдёт время и будут играть лучше. То, что плохо формулируют, то это вопрос такой, садись и читай умные книжки. Увидишь многообразие форм, красок и будешь это использовать. Но сам факт - это момент творчества, он первичен. Пусть играют и пусть поют, как умеют, как хотят.

ЭТ: Ну, да, может они на сцену потом никогда не выйдут, да это и не самоцель. Могут стать хорошими слушателями, читать хорошие книги. А вообще, а что такое хорошая и плохая музыка? Уйдём от жанров. Хорошо, нет границ жанров. Жанры, как мы говорили, это некие личности..

РФ: Мне кажется, что это бизнес.

ЭТ: Хорошо, бизнес, некие условные границы по которым удобнее в магазине покупать диски и так далее. Но в таком случае остаётся некое разделение на хорошее и плохое. Что же тогда хорошее и плохое по твоему? Хорошая песня, хорошая музыка? Твои личные, собственные ощущения? Как тогда делить, как отсекать нечто? Эти песни не слушаю, а эти - слушаю? Или нельзя так говорить?

РФ: Задумаешься тут.. Единственное, что я могу сказать про плохую музыку, что некоторые иностранные группы привели к ранней смерти большое количество людей от наркотиков. Сама идеология, форма этой музыки такая. В этой связи могу сказать, что эта музыка плохая.

ЭТ: Плохая по мотивам, по позиции, но не с точки зрения исполнительского мастерства, не с точки зрения всего остального.

РФ: Потому что Кобэйн, для меня, музыка. Ни чуть не лучше, чем Стинг, чем какие-то классические образцы. Но эта музыка имеет мощное воздействие. И, поэтому, плохая с точки зрения, куда она ведёт.

ЭТ: А ты вообще ведёшь куда-нибудь кого? Или никого не ведёшь?

РФ: Мне вчера спели одну песню группы "Воскресенье". Я слушал этот текст и вдруг понимаю, что каждая строфа она немножко рассказывает обо мне. И в каждой строфе этой песни можно найти мои песни, мои ссылки. Я, в итоге, говорю, всё про Бога. Как я вижу, как понимаю. Даже при том, что иногда себя выставляю в такую позицию боксёра, вроде антирелигиозный. Всё равно вектор весь туда.

ЭТ: Но это, всё таки, не однократно упоминал, что ты пишешь от себя.

РФ: Через. Через себя.

ЭТ: Но, через, это просто про что? Или сначала осталось, а потом вышло на бумагу, на гитару. Стало твоим? Это твоё или не твоё?

РФ: Сначала моё, а потом вышло на бумагу. Я верю в те слова, которые пою. Сначала это мои убеждения, сначала мои мысли, платформа. А потом формулировка.

Часть 1 ::: Часть 2 ::: Часть 3