Клуб самодеятельной песни "Сентябрь" Уфа
Самодеятельная бардовская авторская песня, барды и фестивали, клубы и концерты.
Это великолепные золотые часы на цепочке. Я горжусь ими. Их продал мне мой дедушка, когда лежал на смертном одре.
Вуди Аллен

Беседа с Филипповым (3)

/ Просмотров: 3892
Беседа с Филипповым (3)

"Беседы в Белом вороне" №2 Роман Филиппов

Часть 1 ::: Часть 2 ::: Часть 3

Роман Филиппов - РФ

Эльшад Теляшев - ЭТ

ЭТ: Это интересная позиция. А ты смотришь телевизор, слушаешь радио, отслеживаешь, что происходит. Тебя это всё интересует как-то?

РФ: Смотрю телевизор от случая к случаю. Но если я его смотрю, то я его смотрю. Мне очень понравилось смотреть в телевизор в разных уголках мира, в Индии, во Вьетнаме.. Просто заполнение времени. У меня впечатление, что телевизор сделан во всех уголках планеты по одному шаблону. Находясь в разных уголках мира, например, на Украину приезжаешь.. Открываешь яндекс, выходя в интернет, первые пять напастей, они все про Украину. Но схемы этих новостей такие же, как у нас. Другие фамилии, другие чины, а всё одно и то же. Я несколько лет находился в процессе наблюдения, что происходит в эфире. Пришёл к тому, что это было совершенно бездарно потраченное время. За этим не надо вообще следить.

ЭТ: Но всё же каким-то образом это на тебя влияет? Или нет?

РФ: Это привело меня к некоторым умозаключениям. Думаю, что человечество, придумав и создав масс медиа, построило некий капкан для себя. И мы попадём в него. Не сегодня, так завтра. По прошествии этих лет наблюдения ощущение складывается, что у нас появляется жадность на события, на резонанс этого события. И, мне кажется, самая интересная новость, которая в ближайшее время может появиться, то, что в мире ничего не произошло. А жизнь моя, в свою очередь, она распространяется вот на вытянутую руку. Это всё происходит в экране и, на самом деле, ко мне не имеет никакого отношения. К тому, что я играю, как я играю. Чем дальше, тем больше набирает обороты. Когда человек говорит о том, что история вращается по спирали, то меня эта спираль очень пугает. Потому что, ладно, мы говорим, что конфликты крупные повторяются.. Локально всё повторяется. А, что, распятие Христа тоже мы будем ждать? Такие вопросы возникают. Следя просто за этим круговорот новостей.

ЭТ: Ну, нечто подобное происходило. В другие времена, под другим соусом, но происходило..

РФ: Не знаю.. Давай не будем?

ЭТ: Не будем. Лучше будем о другом говорить. Когда ты говорил про детство, про школу, что тебе было не интересно с одноклассниками, ребятами со двора.. Но, вот, посмотрел, как поздравляли с днём рождения.. Сколько человек, самых разных, поздравили. Во-вторых, посмотрел поздравительный ролик. Ребята потрудились, собрались, объединили в фильм. Далеко не каждому человеку такие вещи делают. Это некий знак. Как это сочетается с тем, что ты, вроде, сам в себе и очень аккуратно выбираешь, с кем общаться. И вот такое, когда большой общий друг такого количества людей? И всем ты нравишься, и всем ты хорош?

РФ: Во-первых, не выбираю, с кем общаться. По моему, это даже не возможно сделать. Люди все приходят сами по своему желанию. И я вхожу во все двери по своему желанию. И, надеюсь, дорос до такого, что если надо выйти - выйду сам. Если мне не интересно. Я счастлив, что эти люди все есть в моей жизни. Что мы соучастники одного большого дела. Это означает, возможно, что мы говорим на одном языке. Что мы понимаем друг друга. Мне очень тепло. Я этот ролик смотрел, я не ожидал.

ЭТ: Всё таки буду цепляться к твоим словам. Попытаюсь ещё раз вернуть на тот разговор, который мы начинали. Когда ты говоришь, что "мы делаем одно большое дело". А что это за дело? Что же мы такое создаём. Эти люди, большей частью, относятся к тому, что мы условно называем авторской песней. Может и нет, где-то близко. Что же это за большое дело такое?

РФ: Я написал одну из песен, что август Илья пророк два часа жизни смертному в праздник уволок. В августе день Ильи-пророка, когда день становится на два часа короче. Я подумал о том, что человек в зале отдаёт два часа своей жизни. И для меня стало иметь большое значение, во что вкладывается моё время. Это время жизни и другого не будет. И я озвучиваю чью-то жизнь. Худо, бедно, плохо, криво, плохо формулируя, но озвучиваю чью-то жизнь. Думаю, если выключить музыку в таком глобальном смысле, то человеку останется не плохая три Д картинка перед глазами, шумовые эффекты и, в большинстве случаев, плохой текст. Я был потрясён. Я думаю об этом. Не знаю, как быть. Помню разговор вокруг меня. Я слышу это регулярно. Формулировку и текст, который я произношу. Уж не говоря о том, что бытовая речь - это огромное количество оговорок. Вырванные из контекста слова вообще превращаются в какую-то мысль, проходя мимо. Поток людей. Ты, будучи на фестивале, проходишь. Пролетают реплики, вырванные из контекста. Они не имеют смысла. В музыке есть какое-то предназначение, которые мы не очень понимаем. Мы озвучиваем чью-то жизнь.

ЭТ: Получается, не очень хорошо понимаю, это некая составная часть какого-то большого процесса? Может это назвать творческим процессом, куда входит самое разное, что делается в музыкальном мире. Или нет?

РФ: У меня есть мысль, идея такая, что если сложить песни, русскоязычные песни за последние десятка три лет и попытаться вычленить этого лирического героя, о котором все поют, мы будем, мне кажется, удивлены результатом.

ЭТ: Но у каждого лирический герой свой.

РФ: Мне кажется, что все песни об одном. Все по своему, но об одном. Со своим словарём, со своего культурного слоя. Ведь даже полнота значения любого имени существительного в твоём словаре, это совсем не то самое, что произносит любой другой. У каждого своё содержание. Но донести мы пытаемся, по сути, одно.

ЭТ: Доносим, мне кажется, каждый своё пытаемся донести. Другое, что коммуникативный ряд, средства коммуникаций разные. Слово - это один из способов коммуникаций. Звук - другой способ коммуникаций. Жесты, мимика, много способов.. Что не может передать слово - то может передать музыка и так далее. В конце концов, гениальные поэты словом передавали и эмоции, и ощущения, и настроения. То же самое и гениальные композиторы. Музыканты могли это сделать только через музыку. Нельзя музыкой, допустим, передать какую-то информацию, новость, например, сегодняшнюю. Другое дело, словами передать бурю эмоций, ощущений то же нельзя. Некий синтез, разные пути воздействия, разные пути обмена информацией, разные пути достучаться до кого-то. Может и так можно об этом говорить?Кому-то ближе стихи, кому-то ближе музыкальная составляющая.

РФ: Есть одна статейка, суть её сводится к тому, что сама по себе организация текста и его ритмика - это просто суть свидетельства наличия над нами, грубо, Бога. Сама по себе музыка, которая льётся через человеческие руки - это просто суть свидетельства наличия чего-то там, выше. Я думаю про слова, что человек без собеседника, без того, кто меня слышит от собачьего лая ничем не отличается, по сути. Смысл моих слов, он только за счёт слушателей.

ЭТ: А сам как собеседник, сам себе?

РФ: Спорю я с собою - да. Разговариваю внутри где-то.

ЭТ: На вчерашнем концерте мне показалось, что стихи у тебя несут двойную нагрузку. То есть это одновременно ещё один музыкальный инструмент. Сразу же и стихи, и то, как ты их произносишь, как поёшь эти слова - это ещё один музыкальный инструмент. Можно прочитать эти строки совершенно по разному.

РФ: Мне очень нравится, как Бродский читал свои стихи. Вот что хотите со мной делайте. Слышал много отрицательных мнений, но мне - нравится. Мне кажется, что в нём музыки было, при отсутствии, казалось, музыкального слуха.. Он очень тонко её чувствовал. И он был способен чтением передать это развитие от пиано к форте, цезуры, ударения, паузы. В его прочтении - это музыка. Для меня, я это слышу так. И, да, можно совершенно иначе этот текст произнести. И появятся другие смыслы.

ЭТ: Тебе часто приходится встречаться с людьми, существенно моложе тебя. Они очень интересуются тем, что ты делаешь. Любят слушать тебя, встречаться. Ты ощущаешь, что они моложе тебя или нет? По восприятию жизни, по восприятию твоих песен? Слышат ли они то, что ты вкладываешь, что там вложено?

РФ: Я то же ведь слушатель чужих песен, чужую музыку. Мы понимаем содержание. Ощущаю ли, что они моложе? Ну, да, ощущаю. Вижу, может ощущаю себя, порой, постарше. 10-15 лет - это, всё-таки, разница. Ничего с этим не поделаешь. Каждый человек слышит свою собственную песню, свою собственную трактовку. Так же, как мы, находясь в зале, все 200 человек.. Каждый смотрит на одного исполнителя и видит только свой образ. Шестнадцатилетняя моя соседка смотрит на молодого человека на сцене и видит в нём мужа, любовника, друга, кого угодно. Я сижу и вижу совершенно другое, другие оценки, другие точки отсчёта.

ЭТ: Как сочетается внешне мягкий, добрый, толерантный Роман Филиппов с человеком с довольно жёстким стержнем внутри? И достаточно колючим в своём творчестве? Как это вместе уживается? Это чувствуется ли нет?

РФ: Жесть чувствую. Чувствую, что есть. Не знаю, с чего это началось. Уже писал вторую песню, третью.. И было желание, чтобы она отличалась от первой, и второй, от всех предыдущих.. Различные музыкальные формы, конечно, двигают и эмоцию. Эмоция - это и выбор слова. Я же сел писать шутейную песню про детский сад. Я не думал, что она такая серьёзная получится. Она получилась одной из самых страшных моих песен.

ЭТ: О чём бы ты не писал, всё равно это будет выплеск того, что внутри. Как раз того самого не реализованного. Может это и есть лирический герой, всё, что в обычной жизни ты не можешь сделать. Может быть так?

РФ: Да, да.. Потому что находясь за четвёртой стеной на сцене я могу себе позволить всё, что угодно сделать, образно, контекстно. Я здесь и боксёр, и нищий на паперти, и всё на свете. Всё, что в жизни по физиологическим возможностям не могу себе позволить, то сцена - это то место, где мне всё доступно.

ЭТ: Может как раз это тебе и помогает с людьми в обычной жизни быть более комфортным и более толерантным. Потому что есть возможность на другом языке о другом поговорить на сцене. Как относятся дома к тому, чем занимаешься, к твоим поездкам?

РФ: Мама не соучастник моих поездок. Она живёт от меня в удалении на некотором. Мы с ней видимся периодически. Но я чувствую, что она гордится тем, что со мной происходит. Жена, конечно, сетует: я скучаю, устала. Это присутствует, но мы живём.

ЭТ: Это, видимо, одно из составляющих жизни. И есть возможность всё выложить не дома, а в песнях, которые все слышат и понимают. Ты вообще человек городской, как твои ощущения? Где интереснее жить - в городе, где много народу, или где-то жить на природе?

РФ: Я люблю ходить один и смотреть в чужие окна. В свете немых картин отражаться в мокрых стёклах и так далее. Думаю, что мне хочется хоть какое-то время пожить на природе. Ближе к земле, потише, подальше от цивилизации. Меньше суеты.. Я хочу в этом пожить. Я всю жизнь провёл в городах. Да, я городской житель. Я очень не любил в детстве ездить на дачу к бабушке. Думаю, с возрастом проходит, что-то меняется. В юности необходимо потолкаться - и на дискотеку сходить, и на большой концерт. Прошло время - и сейчас хочется не в первый ряд концерта. Хочется там, где дадут возможность послушать, понять. Другая скорость.. Сейчас мы в процессе переезда в сельскую местность, и я сплю и вижу, что буду жить в деревне.

ЭТ: Это изменение скорости в обмен на качество.

РФ: Возможно. Мне кажется, что люди, которые живут ближе к земле, они другие. Другое распределение времени, сил, приоритетов в действии.

ЭТ: Вопрос под завершение. Что ты в себе любишь, а что - не любишь? И что любишь и не любишь в окружающих?

РФ: Глупость думать о себе, что я люблю. Нет такого? Что не люблю? Слабость. Неспособность держать удар. Мне кажется, что, до сих пор бывает, как маленький ребёнок сказал грубость и чуешь, что не прав. Мы взрослеем и есть способность сказать: "прости". Наверно и в других так же.

ЭТ: Ты хочешь сказать, что себя не любишь?

РФ: А как себя любить? Я вот смотрю в зеркало и отдаю отчёт, что выражение лица в зеркале - это совсем не то выражение лица, которое сейчас перед тобой. А кого любишь то? Я не люблю тембр собственного голоса, подчас.

ЭТ: Это была некоторая провокация с моей стороны. Ибо пока есть то, что ты не любишь.. Пока полностью себя не полюбил.. Ты будешь писать стихи и песни. Когда ты себя полностью полюбил, то зачем тебе это делать. Это хорошо. Ничего больше не надо. Мне кажется, что у тебя колоссальный запас и ты ещё много интересного напишешь и покажешь.

Часть 1 ::: Часть 2 ::: Часть 3