Наиля Галямова - Что для меня АП?
Что для меня Авторская песня?
Моё знакомство с АП произошло года в 22, когда я после окончания университета прогуливалась мимо ДК РТИ, и меня сквозняком задуло в помещение, где собирались и разбирались между собой струнно-щипковые мыслители, которые то и дело приструняли и щипали друг друга, а впрочем, показались мне людьми адекватными и милыми. Что впоследствии и подтвердилось. Эти сборно-разборные отношения вдохновили меня на написание собственных песен.
Чтобы поделиться своей точкой зрения на АП, необходимо разобрать понятия. Итак, для меня существует два понятия АП - АП как жанр и АП как стиль. Отличаются они примерно так же как спортивная одежда и обувь от одежды и обуви в спортивном стиле – выглядит, вроде, похоже, но для дела не годится.
АП как жанр – песня, ориентированная на самодеятельное исполнение с использованием акустических инструментов, задуманная как камерное произведение (не для большой сцены) как доверительный монолог автора перед равными ему зрителями. АП как жанр может быть и серьёзной, и драматической, и лирической, и развлекательной. При этом один из основных опознавательных знаков жанра – уважительное отношение к Слову. Серьёзная стихотворная подложка, которая лёгким отсутствием движения правой руки гитариста превращается в полноценное стихотворное произведение.
(Об этом часто забывают многие авторы, у которых при изъятии музыки текст превращается в произведение не стихотворное, а тошнотворное.)
АП как стиль – аранжировка песни, в которой наблюдается присутствие одного или нескольких вторичных признаков жанра АП, а именно:
- акустическая гитара, возможно, немного чем-то расстроенная,
- непритязательный вокал, возможно, после бокала,
- такие слова, как «костёр», «палатка», «гитара» и пр.,
- простая музыкальная основа, без ухищрений и изощренностей,
- прочие признаки.
В стиле АП можно спеть любую песню. Какие-то из них станут от этого только лучше, какие-то только хуже.
Рассмотрим четыре сочетания, которые дают нам эти понятия:
1. Песня в жанре АП и в стиле АП. Это так называемая классика жанра и всё, что после и около. То, что мы так любим. Потому что форма и содержание - едины.
2. Песня в жанре АП, но в другом стиле. Вызывает много споров и полярных точек зрения. Является причиной огромного количества конфликтов. Если спеть «Лыжи у печки» с оркестром, результат получится странным. Но песня от этого не перестанет быть АП. Если человек задумал песню как АП, написал её как АП, обращая наибольшее внимание на текст и смысл, а после облёк её в иные стилистические формы, песня имеет полное право считаться принадлежащей к жанру АП. Это может звучать как джаз, блюз, рок, народная песня и т.д. Как проверить на подлинность? Сыграть песню в стиле АП, а то и вовсе прочитать как стихотворение.
3. Песня в стиле АП, но (изначально) не в жанре АП. Сюда относятся ВСЕ песни, спетые под простой аккомпанемент акустической гитары. Это может быть и Фрэнк Синатра, и Сектор газа. Суть – в аккомпанементе. Этот пункт – отличная проверка любой песни. Часто тексты, лишенные смыла, прикрываются красивой музыкой, вокалом и виртуозными гитарными партиями. Многогранная песня любого жанра, если убрать хороший вокал, богатую палитру инструментов, и т.п. явит собой нормальную авторскую песню, при условии, что в ней есть смысл, красота Слова, глубина и искренность.
4. Песня не в стиле АП и не в жанре АП. Всё, что угодно, от классики мировой величины до школьной самодеятельности.
Бард – человек, пишущий в жанре АП. Он может быть и профессионал, и любитель. Важное условие – отсутствие прямой зависимости его доходов от количества и качества написанных песен. Иными словами, бард – человек, созидающий в жанре АП, не имеющий в этом финансовой заинтересованности.