Положение фестиваля Агидель 2012 г.
Интервью Алексея Смоляра
Интервью Михаила Богуславского
Интервью Андрея Козловского
Интервью Алексея Беляева
Интервью Николая Грахова
Интервью Лены Калякиной
Интервью Роберта Кура
Интервью Виктора Кузменко
Интервью Льва Малых
Интервью Сергея Матвиенко
Интервью Олега Медведева
Интервью Раисы Нур
Интервью Константина Просекова
Интервью Леонида Сергеева

Интервью Алексей Смоляр

Корреспондент (К): - Алексей Денисович, вопрос как к арт-директору этого замечательного фестиваля. Расскажите по каким принципам вы формировали творческую программу фестиваля, на сколько это получилось.

Алексей Смоляр (АС): - Начнем, наверное, с конца. Как это все получилось - судить не нам, судить вам, судить зрителям. Самая главная наша установка была - сделать фестиваль как можно более интересным, привлекательным для зрителя. Поэтому собрали настолько разноплановых авторов-исполнителей, что, думаю, сохранили весь спектр современной авторской песни. Потому что, если начинать, допустим, на одном полюсе у нас находится Леонид Сергеев и Николай Старченков, то на другом полюсе Олег Медведев, и между ними еще целая когорта не менее замечательных авторов, то вот о чем еще можно говорить?

К: - В чем разница фестиваля «Агидель» прошлого года и фестиваля «Агидель» года нынешнего? Какие-то новые появились моменты в программе или, может быть, развивается что-то из старого?

АС: - Ну, принципиально нового ничего не появилось. Мне кажется, очень трудно придумать что-то новое в рамках нашего жанра. У нас есть концерт гостей, у нас есть общий гала-концерт, у нас есть самое главное, из-за чего мы проводим фестиваль – это конкурсный концерт. Потому что самая главная задача фестиваля - выявить и привести к нам новых авторов. Пусть они какие-то немножко корявые, может быть они какие-то, немножко, что-то недопонимают, не дописывают. И вот задача, в том числе, кроме того, что их найти и привести сюда, мы проводим творческие мастерские, где люди могут услышать супер квалифицированное мнение о том, что они показывают. И все эти компоненты, они складываются в городской фестиваль, фестиваль, который проводится в условиях города.

К: - Могу сказать, что еще фестиваль «Агидель» уникален, по крайней мере, для нашего региона. Уникален тем, что он, будучи городским фестивалем, начинается уже в четверг. То есть, на сколько вы считаете это оправданным? Не боитесь ли перегрузить публику количеством концертов?

АС: - Нет, вот этого мы боимся меньше всего. Потому что концертов как таковых, концертов именно авторской бардовской песни проходит очень мало. То, что мы начинаем фестиваль в четверг, имеет свои причины. Дело в том, что у нас слишком большая программа. Мы стараемся охватить как можно больше всего. Приезжает много интересных людей, которых обязательно нужно показать молодежи. И чтобы, как можно больше прозвучало песен, как можно больше было концертов и таких вот творческих встреч, поэтому приходится идти на такое увеличение регламента. Но я больше скажу, допустим, тот же самый Грушинский фестиваль или Ильменский фестиваль, они там где-то по неделе, по две идут и нормально.

К: - Еще Уфа в плане зрителя - город уникальный. И во многом это постоянная работа – это и концерты, и мероприятия клуба «Белый ворон», поэтому хочу задать вопрос о привлечении публики, привлечении авторов. Как вы считаете, те авторы, которые оказались найденными какими-то жемчужинками, какими-то находками прошлого года, с ними сохраняется какая-то связь, чтобы в дальнейшем приглашать их на следующие фестивали и так далее?

АС: - Вы знаете, это получается не всегда. Во всяком случае, из лауреатов и дипломантов прошлого года у нас в концертной программе этого года задействовано всего два человека. Потому что люди пришли. Они стали лауреатами, они стали дипломантами и пропали. И как-то вот мне это тоже очень странно. Это что касается вашего вопроса по поводу привлечения молодежи. Молодежь появляется все время. Другой вопрос, что есть молодежь, которая приходит и уходит и есть молодежь, которая приходит и остается. А по поводу традиций, по поводу нашего уфимского зрителя я могу сказать одно – это работа не одного поколения наших замечательных бардов. Клуб самодеятельной песни «Тургай», потом его переименовали в клуб самодеятельной песни «Сентябрь». Это два клуба, которые взрастили столько, я не побоюсь этого слова, великих авторов. Потому что, допустим, наш Николай Леонидович Грахов – автор, поэт, бард, вообще очень хороший человек. Это выходец из клуба «Тургай». Это Лев Саныч Малых. Это на сегодняшний день старейшина нашего движения, это один из основателей клуба. Обязательно нужно вспомнить Вадима Лысенкова первого председателя клуба самодеятельной песни уфимской. Самое интересное заключалось в том, что у нас в Уфе был клуб не один, а было два одинаковых по значению и творческому потенциалу клуба. Был так называемый городской клуб «Сентябрь» и был клуб Нефтяного института. И вот это вот, причем всегда можно было отличить на концертах выступает человек из клуба самодеятельной песни Нефтяного института или городского клуба. Были разные школы. Не было никакого соревнования, но был разный творческий подход к песням. Было очень здорово. И я очень рад, что сегодня, на сегодняшний день эти два клуба объединились и появился такой замечательный бренд «Белый ворон». И, в первую очередь, заслуга, конечно, президента клуба Эльшада Теляшева. То, что он нас всех как-то собрал, подтянул и мы все сейчас живем такой замечательной, интересной, можно даже сказать семьей.

К: - И на последок вопрос. Какие можете назвать имена современных, скажем так, не начинающих, а молодых, но уже таких продвинутых авторов, которые были бы интересны лично вам?

АС: - Сложный вопрос. Я боюсь даже… Я не смогу ответить потому, что мои предпочтения, мои симпатии, но вот на сегодняшний день я никого бы не мог назвать, которые могли бы сравниться с Визбором, с Дольским… Пока нет таких. К сожалению.

К: - А с чем это связано? С тем, что авторская песня снижает свою популярность или, может быть, эпоха изменилась?

АС: - Авторская песня свою популярность не снижает ни в коей мере. Люди… Пацаны, как сидели во дворах с гитарами, так и сидят. Люди, как писали стихи, как писали песни, так и пишут. Да, это изменилась эпоха. Очень сильно, очень сильно все поменялось. Поменялась идеология, поменялась система образования. Вот та песня классическая авторская, она всегда требовала какой-то специальной подготовки. То есть человек, который не знал литературы, который не понимал поэзию, который не был воспитан в лучших традициях музыки, им это было не интересно и к нам приходили люди, которые понимали в этом толк. Сейчас, к сожалению, я смотрю такая тенденция, что и уровень образования снижается, и понимание поэзии уже становится непопулярным. Поэтому и песни-то пишутся уже совершенно другие.

К: - Ну, как раз, хочу сказать, что состав приглашенных гостей фестиваля «Агидель», который есть на сегодняшний день, он как раз способствует пробуждению интереса и к поэзии и к настоящей авторской песне. То есть, это своего рода восполнение пробелов в нынешней системе образования, наверное. Это огромная работа, за которую фестивалю «Агидель» хочется сказать большое спасибо.

АС: - Я больше скажу. Сейчас, когда вы берете у меня интервью, внизу на малой сцене Михаил Богуславский читает лекцию о поэзии, и народу там очень много.

К: - Значит не так все грустно. Все будет хорошо.

АС: - Я настроен очень позитивно и с огромным оптимизмом смотрю вперед. Здесь дело в том, что я занимаюсь организацией двух фестивалей. У меня даже на майке логотип второго нашего фестиваля «Малиновый аккорд». Это летний фестиваль, фестиваль, который проходит на природе. Мы стараемся, чтобы различия между фестивалями были как можно сильнее. Мы даже больше выпячиваем городскую систему фестиваля «Агидель», а там оупен-эйр фестиваля «Малиновый аккорд». И очень здорово, что есть такие две системы, где люди могут открыться совершенно по-разному. Здесь система, даже подхода к специфике фестивалей разные. И если здесь у нас в основном - это концерты на сцене, то в фестивале «Малиновый аккорд» все уходит к общению на кострах, когда люди сидят около палаток, там как-то сердце больше открывается.

К: - Я так думаю, что сердца открываются и на «Малиновом аккорде» и на «Агидели». Хочется сказать вам большое спасибо за огромную работу, которую вы проделали и продолжаете делать сейчас.

АС: - Спасибо вам за то, что вы это понимаете.

 

 

 

 

О Сайте
Афиша
Барды
Фото
Аудио
Монологи
Фестивали
"Сентябрь"
Друзья
Разное
Форум

(347)237-12-15
8-917-4155517