Корреспондент (К): – Сергей, к вам вопрос как к гостю из далекой от нас столицы. Уже сейчас идёт третий день фестиваля. Публика в Уфе и публика в Москве чем-то отличается или что-то общее есть?
Сергей Матвиенко (СМ): – На мой взгляд, ничем не отличается. Потому что у нас особенная публика и она прекрасна. Особенно здесь. Отличается чем? Это люди, которые в теме, которые понимают что происходит. Это очень хорошо. И их много, что меня удивило. Я думал в Уфе гораздо меньше таких любителей авторской песни, но оказалось, три дня полные залы и всё это происходит на живом интересе. Это здорово!
К: – Это заслуга, конечно, уфимцев. То, что здесь есть и преемственность поколений, и фестиваль «Агидель», который всех объединяет. По поводу преемственности поколений вопрос как автору песен, которые любят дети. С чего лучше начинать приучать ребенка к авторской песне, как вы считаете?
СМ: – Сама по себе песня, наш вид искусства, наш жанр бардовской песни, он предполагает под собой, имеет корни семейные. Общение родителей с детьми. Такие песни, которые можно петь в кругу семьи. Ребенок совершенно спокойно может с родителями вместе их петь. Таких песен достаточно много. И для детей барды много пишут. Детских песен у нас достаточно сильное, мощное движение развито. Я, например, уже 17 лет занимаюсь тем, что являюсь председателем жюри детско-юношеского фестиваля «Таланты Москвы». У нас дети, начиная с 6 лет до 14, дальше они переходят в статус студенческого фестиваля. Они сами пишут песни, они поют классику, они этим живут, у них много друзей. Знают что такое гитара, пусть на своем, на детском уровне, но всё же. Очень большое движение их. Каждый год у нас работает жюри в составе 15и человек. Через нас проходят тысячи детей, поющих.
К: – О чем поют современные дети?
СМ: – О том же. Жизнь, она же практически одинакова. О предательстве, о любви, о дружбе, о каких-то вечных вещах, как любовь. Все века воспевают любовь и всегда она многолика и разная. То есть темы находятся. То, что их волнует, какой-то юмор, какие-то всякие темы, как в жизни.
К: – А если бы к вам пришли родители, привели за ручку маленького мальчика или девочку и сказали бы «Дядя Сережа». Какую бы поставить ребенку хорошую песню, чтобы он понял, что происходит в авторской песне, что бы вы поставили ребенку?
СМ: – Вы знаете, за эти годы, я здесь 16 лет, у меня есть фестиваль, с которым я очень дружен и который сам создавал 25 лет назад. Есть фестиваль «Зелёная карета», где выступают дети почти всех возрастов, от 6 лет и далее до 18 лет. А на счёт песни, выяснилось, что дети любят не обязательно детские песни, с ними не надо сюсюкаться, они выбирают очень взрослые вещи. Очень любят песни Высоцкого, что-то своё в них находят. Главное здесь направить ребенка, показать песни, чтобы он выбрал себе то, что ему по силам. А слушать они любят абсолютно взрослые песни.
К: – Потом вырастит бардом с большой бородой и напишет песни для детей.
СМ: – Не обязательно с бородой. Миф такой уже придумали. Дело не в этом. Барды ведь разных специальностей. Тем хороша песня, что люди приходят отовсюду. У нас есть космонавты, академики, писатели. От и до, то есть все профессии. Люди со своим жизненным опытом приносят что-то своё в эту песню, это очень здорово. Где столько песен об авиации? Четыре диска я выпускал. Я директор студии звукозаписи, у меня есть своя студия. Четыре диска только летчики, о небе, о каких-то своих вещах. Вот уже третий диск я выпускаю или четвертый первого медицинского, второго медицинского института. Поют доктора: хирурги, детские врачи, то есть все профессии докторские, но доктора поющие. Это же интересно. Представляете. И эта песня профессиональна, звучит красиво. Песня о театре. Театральных работников хоть отбавляй, очень многие работают в театрах. Любой жанр, любой вид жизни, жизнедеятельности, он попадает в поле зрение этой песни. И люди пишут об этом песни. Вот о чём? Обо всём.
К: – Если бы после этого фестиваля вдруг вы написали песню о фестивале «Агидель», то о чем бы вы написали?
СМ: – Во-первых, конечно же о реке. Агидель — это Белая река и так далее. Конечно же, о людях которые здесь и конечно же о том, что видел. Я уже второй раз приезжаю в Уфу, первый раз был на другом фестивале. Теперь вот на Агиделе. И мне понравилось то, что публика подготовлена. Действительно очень много сделал клуб авторской песни, местный. Просто, как говорится, памятник при жизни. Столько любителей, люди в курсе. Я иду по улице, со мной здороваются, узнают, что-то спрашивают. «А вот как попасть?», «А если места?», я говорю «попасть легко, сядете хоть на ступенечках...». Четыре часа концерт, а люди не расходятся. Вот это подготовка! Об этом бы и написал. Но не в прямую, не как газеты, а что-то вот такое придумал бы скорее всего. Может так и будет.
К: – Хочется в это верить. Будем ждать! Спасибо.
СМ: – Спасибо вам!