Авторская песняМонологи о АПФестивали

КСП "Сентябрь" Уфа (клуб самодеятельной песни)

КСП Сентябрь

Создан в 1974 году

Председатели:
1974-1990 гг.
Анатолий Макеев (1990-2001 гг.)
Роберт Бадретдинов (2001-2007 гг.)
Алла Подшивалина (2007-2009 гг.)
Роберт Бадретдинов (2009 - май 2014)
Лилия Манаева (июнь 2014 - июль 2018)
Александр Мельников (с лета 2018 г.)

УСТАВ клуба "Сентябрь"
Памятка для новичка
Клубные хроники (в смысле анналы), вообщем, дневник клуба


30 лет КСП "Сентябрь" - аудиозаписи (MP3)
Концерт, посвященный 26-летию КСП "Сентябрь"
Концерт, посвященный 25-летию КСП "Сентябрь"
28 лет КСП "Сентябрь" - кадры киносъемки
Старые, ещё чернобелые, фотографии
Фотографии ансамбля "Согласие" и другие..

КСП "Сентябрь" - первый и самый старый из стабильно действующих клубов Авторской песни города Уфы - возник при городском клубе туристов "Орион" на правах турсекции. До того самодеятельная Авторская песня (впрочем, тогда еще было принято называть ее однозначно "туристской") обитала главным образом в среде самодеятельных туристов и альпинистов, которых к тому времени в Уфе было уже немало. Роль КСП исполняли турклубы, и карманный песенник считался таким же необходимым предметом снаряжения туристской группы, как палатка, топор, котелок и т.п. Старые туристы и по сей день уважительно отзываются об изданном где-то в 68-69 гг полулегально в Уфимском Авиационном институте сборнике "хитов" того времени, куда вошли песни Окуджавы, Визбора, Клячкина, Вихорева и других корифеев. Наверняка он еще сохранился у кого-нибудь, так как отношение к нему было самое бережное и трепетное. В кругах далеких от туризма, вероятно, песню эту также знали и любили, однако тогда еще не было другого места для встреч и обмена информацией, кроме известного всем туристского "третьего вагона".

Но вот, с начала 70-х годов до Уфы долетела молва о Грушинском фестивале. Уфимцы стали его регулярно посещать, порой выступить с большой сцены и при этом знакомиться друг с другом. Когда выяснилось, что любители "туристской" песни города Уфы достаточно многочисленны, энергичны и не обижены талантами, группа энтузиастов решила, что пора заводить собственный клуб и проводить свои фестивали. Это случилось 18 сентября 1974 года, отчего в последствии и произошло нынешнее название нашего клуба. Первым председателем безымянного, поначалу, клуба стал инженер уфимского КБ "Кабель", увлеченный собиратель Авторской песни Вадим Витальевич Лысенков. Из прочих отцов-основателей остались в памяти народной Лев Александрович Малых и Николай Леонидович Грахов - наши патриархи, что и по сей день принимают участие в работе клуба, а так же потерявшиеся на долгом пути: Альберт Узенбаев, Илья Гринберг, Валерий Лобанков, Валерий Семеко и другие. Имея "крышу" городского клуба туристов, наш КСП с начала был задуман как общегородской, и много лет успешно исполнял эту роль, проводя различные мероприятия городского и республиканского масштаба. Прежде всего, это фестивали Самодеятельной Авторской песни. Первый состоялся в 1975 году и затем проводился ежегодно (кроме 1981 г.) вплоть до 1993 года. Это был период наивысшего интереса к АП в городе и, соответственно, наибольшей активности клуба. Концерты корифеев Авторской песни, встречи с авторами местными и иногородними, концерты на предприятиях и в учебных заведениях, обучение гитарному аккомпанименту, консультации для начинающих и т.д. и т.п. - словом, имело место все, чем в ту пору обычно занимались все крупные КСП. Клуб так же активно и успешно участвовал в фестивалях других городов, в различных семинарах и совещаниях по проблемам АП, и даже в попытках создания Союза КСП, что в свое время предпринимали москвичи. При этом, за все время существования клуба, в нем никогда не было штатных работников. Все его функции исполнялись только энтузиастами на общественных началах, со всеми вытекающими из этого плюсами и минусами.

В конце 1980 года ЦС по Туризму и Экскурсиям решил, что АП нет места в туризме и разослал по местам циркуляр, предписывающий избавляться от этой обузы. Уфимский городской турклуб вынужден был, скрепя сердце, отказать нам в содержании и в помещении. Актив клуба обратился за помощью к комсомолу и встретил полное понимание. Вообще следует отметить, что ныне некоторые господа любят поговорить о преследовании, о гонениях и запрещениях АП при социализме, однако, по справедливости, ничего особенного в этом роде в нашем городе не было. Конечно, была цензура, весьма жесткая, хотя порой и маразматическая, по принципу: лучше перебдить, чем недобдить. Все, что должно было звучать со сцены проверялось тщательно, тексты визировались ответственными работниками ГК ВЛКСМ, было обязательным наличие патриотической тематики в выступлениях, но в общем-то никто никому ничего не навязывал. Но и без всякого давления сверху, вся атмосфера, весь дух АП был глубоко и искренне патриотическим. Все причастные к ней с гордостью подчеркивали ее близость к фольклорному искусству, и любили противопоставлять ее попсе, которую все больше тянуло к западной культуре. Конечно, в АП того времени присутствовали и очень мощная критическая струя, но отнюдь не в направлении ниспровержения социализма, а в его исправлении и очищении. Именно из этого возникла традиция проводить после большого концерта со сцены "Чайхану" для относительно "узкого круга" участников и гостей фестиваля, где пелись не только юморные песни, но порой и остро социальные, которые не могли исполняться со сцены. И хотя наверняка все это попадало в поле зрения соответствующих органов, никаких претензий нам не предъявляли. Из более или менее заметных цензурных акций власти припоминаются только запрет проводить вечер памяти В.Высоцкого в 1981 году, после которого Вадим Витальевич имел малоприятное собеседование в КГБ республики, да критическая статья против Ю.Шевчука в газете "Ленинец" в марте 1985 года. Но на полноценное "преследование АП" эти факты, пожалуй, не тянут, так как ни Шевчук, ни Лысенков никак от этого не пострадали. Даже и пресловутое "запрещение Грушинского фестиваля" запрещением вовсе не было. Просто Куйбышевским бюрократам надоело возиться с хлопотным, малоприбыльным и малоуправляемым в идеологическом плане мероприятием. И они отказались его организовывать и финансировать, и ничего более. В общем, 83-й год - это вам далеко уже не 38-й. но - "вернемся к нашим баранам".

По рекомендации ГК ВЛКСМ приют клубу предоставил ДК Уфимского завода резинотехнических изделий. Здесь появилось его первое название: "Тургай", предложенное А.Макеевым. Это слово в башкирском языке входит, как составное, в названия всех певчих птиц. Мы переводили его для себя как "Жаворонок". Вместе с названием появился у клуба и новый председатель. Вадим Витальевич после беседы в КГБ стал очень осторожен и осмотрителен, что вызывало ропот и глухое раздражение у горячего клубного молодняка. В 1982 гю председателем нашего КСП была избрана Эльвира Чернышева-Рахманова, молодой музыковед, только что окончившая УИИ, где ее дипломная работа была посвящена АП. В этом дворце "Тургай" прожил мирно и без проблем до сентября 1986 года, когда возник вдруг змей-искуситель в лице директора нового дома техники Нефтяников П.А.Шеина. Чем он нас соблазнил и чего наобещал сказать не могу, так как в то время клуб не посещал по причинам семейной занятости, однако "Тургай" перебрался в этот новый престижный дворец в центре города. ПО неизвестной мне причине решено было поменять и название клуба на нынешнее "Сентябрь", а с ним и председателя, которым стал бывший зав. клубной фонотекой, инженер НИАТа Виктор Иванович Малышев. Однако взаимоотношения с руководством этого дворца складывались несколько сложнее, чем с прежним. Как мы узнали позднее, Шеин полагал, что АП - это нечто шумное, феерическое, представляя как 20 гитаристов выйдут на ступени и праздничным звоном струн прославят его на весь город. Когда же выяснилось, что это искусство по большей части тихое, камерное, к тому же далеко не массовое, он понемногу потерял интерес к нему. А тут еще и время наступило прагматичное, деловое - в общем, к началу 1991 года он нашел лучшее применение для комнаты, которую мы занимали. После некоторой поисковой компании мы не нашли ничего лучшего, как вновь обратиться к директору ДК, который назывался теперь уже УЗЭМИК, Александру Александровичу Вегелину, который простил наши прегрешения и вновь взял КСП под свое крыло, уже не как городской клуб, а просто как коллектив дворца. Название осталось прежним, но Малышев Виктор подал в отставку, и новым председателем, за неимением лучшего, был избран Анатолий Макеев, несущий этот крест и по сей день. С этого времени "Сентябрь" начал терять свое общегородское значение. Ветераны постепенно отходили от активной деятельности, а молодняк, хотя еще и достаточно многочисленный, уже не рвался безвозмездно заниматься общественной работой. Отношение к АП становилось все более потребительским. В 1993 году мы еще кое-как провели последний городской фестиваль, но в последующие годы мне уже не удалось найти желающих этим заниматься. Приблизительно в это же время мы прекратили и организацию крупных концертов, так как стоимость их значительно возросла и желающих заниматься этим рискованным делом "за так" постепенно не стало, а бизнесменов от АП в клубе не нашлось. Клуб стал работать, главным образом, на себя, лишь изредка и нерегулярно выходя на люди. Ничего особенно плохого в этом, может быть, и нет, все это естественный ход событий. Плохо то, что Авторская песня в городе потеряла, как мне кажется, свое самое важное свойство: способность к самоорганизации. Теперь все зависит от личных качеств руководителя, от его взглядов на АП, деловитости, да и просто желания заниматься этим. И не только в "Сентябре". Едва ли в нашем городе найдется КСП, который переживет отставку своего руководителя.

Из последних событий. Осенью 1997 года к нам в клуб зашел на огонек Валерий Александрович Кислицин, депутат Советского районного совета, человек энергичный и, к тому же, знающий подходы к городской администрации. С его помощью нам удалось в феврале 1998 года, после длительного перерыва вновь провести общегородской фестиваль с приглашением гостей из близлежащей округи. А в 1999-ом и 2000-ом году, уже совместно с другими клубами сумели организовать республиканские фестивали. Следует отметить еще, что АП в городе приобрела нового союзника в лице Центра детско-юношеского туризма. При районном отделении этого центра организованы секции Авторской песни со ставкой педагога, самый крупный из которых, Школа-клуб авторской песни (ШКАП), возглавляемый Еленой Алексеевной Козловой, давно уже перерос рамки чисто детского.

Февраль, 2000 год.

А.Макеев, председатель КСП "Сентябрь"

 

 

 



КСП Сентябрь и "вконтакте"

Флаг СССР
Фестиваль
"Лесной микрофон" (Межгорье)

Сборник статей
Мир Авторской Песни




Как помочь сайтуПартнерские ссылкиРеклама на сайте