О фестивале
Положение
Концерты
Аудиофайлы
Заметки
Заметки-2
Заметки-3
Заметки-4
Пресс-релиз
В Уфе 18-19 февраля проходил Открытый Республиканский фестиваль Авторской песни Агидель - 2001. Челябинцы посетили его мощной делегацией в количестве 14 человек.
Вместо эпиграфа:
"Конкурсы - это фигня... ;)
Как фестиваль прошел?"
Алексей Мамарин (mag)
Статистика, предоставленная оргкомитетом фестиваля.
Всего заявлялось 73 участника (коллектива) | |
Исполнители | 21 |
Авторы | 25 |
Авторы музыки | 8 |
Дуэты | 14 |
Ансамбли | 5 |
География фестиваля: | Уфа, Салават, Белебей, Учалы, Нефтекамск, Белорецк, Межгорье, Бирск, Октябрьский, Челябинск, Самара, Орск, Когалым, Златоуст, Екатеринбург |
Ну, из чего состоит фестиваль?
- Конкурс
- Концерты
- Общение
Однако, на этом фестивале во главу угла явно было
поставлено воспитание следующих КСП-шных поколений,
да и среди организаторов преобладали молодежные
студии (ШКАП, ШКАП Идель), поэтому на нем всё было подчинено конкурсу.
КОНКУРС
Конкурс двухступенчатый: предварительное прослушивание,
затем конкурсный концерт.
Прослушивание осуществляло предварительное жюри
в составе: Николай Грахов (автор, Уфа), Виктор Кузьменко (автор, Уфа),
Александр Мичурин (автор, Уфа), Анатолий Макеев (руководитель
крупнейшего в Уфе КСП "Сентябрь"), Лев Малых (Уфа, увы мне,
я его не знаю), Рустем Якупов (автор, Уфа).
Параллельно с прослушиванием работало три мастер-класса,
ведущие которых - Александр Клявин (автор, Октябрьский),
Алексей Смоляр (автор, Уфа), Виталий Богомолов - Вячеслав
Рыбин (исп. дуэт, Челябинск) - тоже имели право голоса
при формировании конкурсного концерта.
Я считаю такой ход большой удачей организаторов.
Во-первых, конкурсанты получили не один, а целых
четыре шанса быть услышанными, а во-вторых, были
удовлетворены вековечные чаяния молодых авторов-исполнителей
услышать компетентное мнение об их творчестве, получить
конкретные советы. Надо заметить, участники конкурса
активно использовали представившиеся им возможности: многие
побывали и на прослушивании и на мастерской, да не на
одной еще. Кроме того, все ведущие мастерских являлись
членами основного жюри, и на конкурсе они слышали уже
не "тёмных лошадок", а тех, кого сами в какой-то степени
подготовили к выступлению на мастерских, чьи сильные
и слабые стороны уже были выяснены и известны. Я не знаю,
хорошо ли это, но мне кажется - хорошо.
Меньше элемент случайности, "лотереи".
Я посидела немного на прослушивании (зрителем), и почти всё
остальное время - на мастерской А. Клявина. Что можно
сказать об уровне прослушиваемых? - Откровенной лажи почти
не было, хотя и "ах" сказать тоже как-то не хотелось.
Интереснее было смотреть и слушать, чему и как пытается
научить желающих интересный, самобытный поэт и автор песен Александр Клявин.
Основное жюри: Елена Козлова (рук. ШКАП, Уфа), Геннадий Довганюк (рук. клуба,Белебей), Александр Клявин (Октябрьский), Виталий Богомолов (Челябинск), Вячеслав Рыбин (Челябинск), Алексей Смоляр (Уфа).
Гран-При: | трио "Трое в шляпе", г.Челябинск |
Лауреаты: | |
автор | Тулинова Елена, г. Уфа |
исполнитель | Зайдуллина Эльвира, г.Уфа |
автор музыки | нет |
дуэт | нет |
ансамбль | "Апрель", г.Орск |
Дипломанты: | |
авторы | Берелехис Полина, г.Уфа Султанова Элла, г.Уфа |
исполнители | нет |
авторы музыки | Вячеслав Горбунов, г.Когалым Алексей Беляев, г.Челябинск |
дуэты | Анна Фомина - Татьяна Шермецинская, г.Орск "Александрия", г.Челябинск |
ансамбли | нет |
За лучшее владение гитарой | Леонард Ибрагимов, г.Уфа |
За лучшую женскую лирику | Баунова Наталья, г.Уфа |
Исполнители.
Они как-то вовсе не запоминались, ну, разве что кроме одной девочки, которая потом стала лауреатом. Да и то - по моему сугубо субъективному мнению, она просто пела живее и адекватнее других...
Авторы.
Мне кажется, в Уфе сложилась какая-то интересная авторская школа. И, хотя Елена Козлова говорила мне, что занимается в основном исполнителями, но мне бросается в глаза, что
ШКАП силен именно авторами. И Лену Тулинову, и Полину Берелехис мы еще в 1999 году заприметили на Ильменке. А в прошлом году пригласили Лену Тулинову на Лесную площадку
с сольным концертом. Очень интересный автор, сильные свежие стихи. Кто хочет убедиться, посмотрите на ksp.bashnet.ru
Да, насчет школы. Во время выступления одной авторессы моя приятельница сказала мне: "Закрой глаза - и ты услышишь Татьяну Новикову". И она была совершенно права. В другой раз
подача песни и интонации исполнителя остро напомнили Рамиля Бадамшина, лауреата последних Ильменки и Грушинки. Так что есть школа, есть, и не только в лучшем смысле этого слова :)
Дуэты и ансамбли.
В этой номинации меня просто поразил коллектив из Орска. Ну, не дают девушкам спокойно спать лавры землячек - квинтета "Кап-Ля". Девушки работают очень активно и упорно. Делегация из пяти человек выделила из себя пять(!) коллективов: квинтет, трио и три дуэта. Одна беда - все они были на одно лицо, что бы они ни пели - Веру ли Евушкину, Сипера ли с Мешавкиным, Киреева или Елену Казанцеву, которую я в их исполнении распознала только к концу песни, по тексту, и то с трудом :). Я бы назвала этот стиль "Женские страдания". И у меня даже было ощущение, что девушки не всегда понимают, о чем поют... Трудно сказать, какие высшие соображения заставили уважаемое жюри пропустить в конкурс всё это многообразие. Прошу прощения у всех, если немного сгустила краски.
Авторы музыки.
Так я и не поняла, почему не было лауреата среди композиторов.
Или это традиция теперь такая? На мой неискушенный взгляд,
явный кандидат в лауреаты имелся. Мне право неловко вступаться
за своего земляка, но в кулуарах я видела и слышала достаточно,
чтобы убедиться, что мое IMHO вовсе не оригинально. Алексею
Беляеву даже пришлось сдать билет и уехать позже, чтобы дать
желающим возможность сделать записи.
Алексей Беляев давно и достаточно широко известен как
великолепный аккомпаниатор. А он вдруг (для нас - "вдруг") вырос
в очень интересного автора песен на стихи поэтов серебряного
века и более современных, таких, как Д.Самойлов, Д.Сухарев,
М.Богуславский. Видимо, налицо диалектические процесс перехода
количества в качество :).
И еще про одного автора музыки. Один раз я на мастерской
всё-таки сказала "ах". Это был автор музыки из Белебея
Олег Шафиков. Каково же было моё удивление, когда я не
увидела его на сцене в конкурсном концерте. Я даже стала
выяснять - как же так? И выяснила... Не то чтобы парень не
прошел, а просто секретарь допустил ошибку, пропустил строчку
в списке... Вот так бывает...
Я, правда, потом поймала Олега с диктофоном, записала,
послушала. Пожалуй, на конкурс он вынес действительно самые
лучшие свои песни. Не знаю - сам ли выбрал, или Геннадий Довганюк
подсказал. Песен у Олега не очень много. Он объяснил, что вообще-то
он рок-музыкант, а "такое" пишется иногда, когда душа хочет
отдохнуть от рока, и на случайно попавшие в руки стихи. Он долгое
время даже не знал, что его творения, оказывается, относятся
к бардовской песне :). А песенки есть очень симпатичные.
В заключение я хочу "скромно" заметить, что все участвовавшие в конкурсе челябинцы оказались призерами - два диплома и "Гран-При" фестиваля. Я, конечно, рада за "своих", особенно за "Трио в Шляпах", которое серьезно работает над расширением рамок своего чисто развлекательного амплуа и успешно поднимается до серьезных песен. Но всё это нисколько не разубеждает меня в плачевном состоянии АП в Челябинске. Наши залы пустеют...
КОНЦЕРТЫ
В субботу после конкурсного концерта и в воскресенье после
лауреатского мы услышали практически всех членов жюри и
гостей фестиваля. Довольно скупо и сжато, конечно,
но по-другому не получалось, наверное, в жестких рамках
фестиваля, четко "заточенного" на конкурс.
В субботу мы с удовольствием увидели и услышали
авторско-исполнительский дуэт Александр Клявин - Алексей
Мызгин (один живёт в Октябрьском, другой в Уфе. Такой вот дуэт).
Затем их учеников (так было сказано) - популярный в Уфе дуэт
Кирилл Ермолаев и Владислав Лилюнков, которые славятся тем,
что поют Ивасей "один-в-один" (по словам знатоков). Кроме Ивасей,
ребята спели насколько своих ОЧЕНЬ смешных песенок. Особенно
впечатлила зал двойная пародия - на Олега
Григорьича М. и на знаменитую киноверсию "Титаник". Затем
честно отработал своё неучастие в грядущей "Чайхане" великий
челябинский бард К.П.Просеков, а потом, после награждения
победителей, Александр Мичурин спел несколько своих странных
произведений. Я не знаю, как объяснить, что это - пожалуй,
это не АП. Но что-то в этом есть...
Надо заметить с огромным сожалением, что на концертах
был ОЧЕНЬ плохой звук. Особенно на конкурсном концерте,
что явно не помогало юным дарованиям...
В воскресенье получился очень приятный концерт. Лауреаты все подряд смотрелись очень интересно, а потом были Hиколай Грахов, Лев Малых, Виктор Кузьменко, Алексей Смоляр, затем в качестве гостя Леонид Курбатов из Сатки (теперь живущий в Миассе), который давно нигде не появлялся. Вторым отделением концерта выступили специально приглашенные из Челябинска Виталий Богомолов и Вячеслав Рыбин.
ОБЩЕНИЕ
Ну... Вот с этим как-то не особо получилось...
Для общения была задумана Чайхана. Это Чайхана вовсе не в Грушинском смысле. По периметру столы с яствами, вместо чайханщика две совершенно очаровательные, обаятельные, артистичные,
темпераментные "восточные жены", мягко проводящие короткую основную программу и провоцирующие народ на импровизацию и саморазвлечение. Всё бы хорошо. Но: мэтры нас покинули,
Уфа, почти вся, отсутствовала - то есть как раз те люди, с которыми хотелось пообщаться, едучи на фестиваль. Челяба, как самая горластая, быстро приняла огонь на себя, и вот я
уже из каждого угла слышала родные голоса. Кому-то, наверное, было интересно (вообще-то народ веселился на всю катушку), а я грустно размышляла на тему Тулы и своего самовара :).
Под занавес фестиваля мне удалось поговорить с Председателем жюри, с человеком, на чьи плечи легла основная тяжесть организации и проведения фестиваля, с руководителем ШКАП Еленой Козловой. Она рассказала много интересного о себе и о своей работе. Надеюсь, что смогу после расшифровки поделиться с вами ее рассказом.