КСП УФА

Поговорим
На АПушке
Послесловие к лекции.
На страницу 1, 2  След.
 
Открыть новую тему  Ответить    Все разделы -> Теоретизмы
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
makeev



Возраст: 74
Zodiac: Sagittarius
Зарегистрирован: 29.03.2005
Сообщения: 2688


СообщениеДобавлено: 6 12 2014 14:43    Заголовок сообщения: Послесловие к лекции. Ответить с цитатой

Лиля Манаева попросила меня сделать печатный вариант лекции, которую я читал 5го декабря в клубе. Я подумал, что действительно есть смысл. Может и ещё кому будет интересно, хотя и без сопровождающих песен. Итак:

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СМЕНЫ НАЗВАНИЙ
ТОГО, ЧТО МЫ ТЕПЕРЬ НЕ ЗНАЕМ КАК НАЗЫВАТЬ.

Несмотря на существование некоторой разноголосицы мнений, большинство исследователей вопроса согласны с тем, что это "нечто" возникло в начале 50х лет прошлого, теперь уже, века. Причины указывают разные, чаще всего, что эстрада тех времён была слишком суха и идеологизирована... ну едва ли. Эстрада была разная, как и сегодня, собственно.

Предложу и свои субъективные соображения.

Во все времена разным группам людей, объединённым по какому-либо принципу была нужна "своя" песня. Песня Солдатская, Студенческая, Блатная, свои песни у моряков, у бурлаков, у крестьян и т.п. А именно в 50е начали массово возникать альплагеря. Своеобразное "эхо войны", когда выяснилось, что воевать в горах с немецкими "Альпийскими стрелками" у нас некому, кроме кавалеристов. И тогда, вдруг возникшим широким кругам альпинистов и прочих самодеятельных туристов, тоже потребовалась "своя" песня. И она появилась. Сначала это были переделки известных эстрадных песен, а часто и блатных, но постепенно сформировался и круг вполне самостоятельных авторов и определённый круг песен, которые вполне обоснованно называли ТУРИСТСКИМИ. Кому интересно, более подробно этот процесс можно наблюдать по книге радиофизика и альпиниста Н.Ф. Курчева "Горы в наших сердцах". (Изд. Санкт-Петербург, 2001г)

Это название продержалось очень долго, по крайней мере ещё в 1975 году в названии фестиваля им. В. Грушина фигурировало: "туристской песни". Этот фестиваль, кстати, интересен именно тем, что с самого начала он стал по настоящему Всесоюзным, в отличие от Московских, хоть и столичных, но сравнительно более узких в смысле популярности в массах и географии. И стал своего рода зеркалом всех перемен в этой сфере.

Однако в какой-то момент это название стало казаться... несерьёзным, что ли. По крайней мере малопригодным для организации уже достаточно крупных к тому времени мероприятий. И тогда возникло сочетание "Патриотическая песня". И это было, во первых очень правильно, поскольку очень патриотическая, очень искренняя и выраженная простым языком без всякого пафоса, составляющая в песнях того времени была очень сильна. А во вторых и достаточно удобно. Ну кто же станет возражать против мероприятий по "патриотической песне"?Подмигивание И Груша на пару -тройку лет стала ФПП.

Но это обозначение продержалось недолго. Поскольку круг любителей этой песни всё ширился, содержание их было очень разнообразным, да собственно и самого начала не укладывалось в рамки чисто туристской и патриотической тематики. Возникло слово "Самодеятельная". Тоже правильно. Ведь их же писали хоть и профессионалы, но совсем в других областях, в большинстве своём даже и не знающие нот. Вообще-то уже достаточное обоснование, но мне думается, была и ещё одна причина: это песенное движение стало очень раздражать "профессионалов" от песни. Оно и понятно. Ведь сочинять песни это и по сей день весьма доходное занятие, а тут в давно поделенную кормушку врезались дилетанты, и практически бесплатно и очень даже успешно. В общем, демпинг!Подмигивание Начались наезды на личности, статьи в газетах, привлечение внимания "органов". Ну а если это Самодеятельность - то какие претензии? Народное творчество, народная культура - святое дело!Подмигивание

Этот термин продержался дольше. Даже и сегодня кое-кто считает, что оно лучше и точнее отражает суть явления. Но большинству причастных к СП авторов оно стало казаться обидным и малопрестижным. Успех, слава, дифирамбы поклонников, понятное, дело кружит головы!Подмигивание К началу 80х начались новые эксперименты с названиями. Появились термины "Поэтическая Песня" и параллельно "Современный Городской Романс", или "Музыкально интонированная поэтическая речь". - И тоже правильно. Ведь уже было написано множество песен на стихи признанных "настоящих"Подмигивание поэтов, да и некоторые "самодеятельные" поэты проявили себя на вполне мировом уровне. Но вот только звучит это несколько сложновато. Хотя время от времени и сегодня ещё кое-кто их считает возможным употреблять.

И вот, примерно с середины 80х всё шире и чаще стали звучать слова "Авторская Песня", "Барды", "Бардовская Песня". Для кого-то это синонимы, а кто-то усматривает разницу в этих понятиях. Единого мнения нет. ( Кстати, все временные вехи, которые я здесь расставляю весьма условны. Поскольку и сами процессы достаточно протяжённые, и географически одни и те же вещи происходили в разное время. Скажем, когда в Москве уже организовали первый клуб песни, в Уфе ещё были только смутные представления о них. В общем, не стоит очень придираться к моим датам.)

Кажется впервые слово "бард" было представлено для широкой публики на Груше 75 года. Тогда на поляне был выставлен стенд примерно с десятком (!) фотографий под названием "Барды и Менестрели". Постепенно эти слова проникали в наш обиход и к середине 80х "Авторская" и "Бардовская" стали уже привычными. Впрочем, тогда они имели более узкое и конкретное значение. Предполагалось, что песня "Авторская" выражает жизненную позицию автора, и автор отвечает за каждое слово в ней. Вот, например: "Я не могу писать, и не писал никогда, и не буду писать о том, чего я не знаю, и о том, во что не верю" (Ю. Визбор, по книге "Монологи со сцены", изд. "Гудьял-Пресс" Москва 2000г.) Это была тогда общая позиция для всех, кто считал себя причастным к АП. Скажем, тогдашние Барды с некоторой отстранённостью относились к творчеству нашего великого В. Высоцкого. Наверное именно потому, что он всегда ИГРАЛ в своих песнях. То он волк, то охотник, то защитник Родины, то банальный урка или бандит, а что на самом деле - по песням не понять.

К сожалению, уже с начала 90х эти термины начали расплываться, терять конкретное содержание. Слова "бард" и АП стали коммерческими брендами или чем-то вроде знака качества. Если я скажу, что к примеру Маяковский не символист или не имажинист - никто не заподозрит, что я хочу на него "наехать". Ну нет, конечно, всяко не имажинист! А вот если я скажу, что к примеру Козловский не бард - то это уже конечно обида и троллинг!Подмигивание

Т.е. АП и Бард это теперь просто некие наградные знаки, не зависимо от стиля, содержания, применяемых художественных приёмов и т.п.
В этом смысле надо признать, что АП теперь приобрела бессмертие в веках, потому что она теперь ВСЁ, что любой желающий захочет этим словом назвать!Подмигивание

_________________
Делай что должен, и будь что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ольга Бобарыкина





Зарегистрирован: 30.07.2014
Сообщения: 103


СообщениеДобавлено: 7 12 2014 00:34    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Наверное, всё так и было, Анатолий Григорьевич, более или менее можно согласится Улыбочка , ну кроме некоторых моментов.......
makeev писал(а):
Наверное именно потому, что он всегда ИГРАЛ в своих песнях.

А как же элемент актёрского мастерства, который является важной составляющей АП?
makeev писал(а):
Барды с некоторой отстранённостью относились к творчеству нашего великого В. Высоцкого.

Наверное, неспроста...Он был яркой Личностью, с бардами время не проводил, выбрал свою калею, а вот к АП имел прямое отношение. Ну вот такая судьба. Такое бывает Улыбочка Авторы они ведь разные, правда? Улыбочка
makeev писал(а):
В этом смысле надо признать, что АП теперь приобрела бессмертие в веках, потому что она теперь ВСЁ, что любой желающий захочет этим словом назвать!


АП с годами видоизменилась, менялось время, ценности и тд. Она стала более стилизованной и тем самым более интересной.
makeev писал(а):
потому что она теперь ВСЁ,

Ну уж это глупости.Ф. Киркорова всегда можно отличить от А.Щербины Привет! Я бы перефразировала : как раз-таки, АП приобрела бессмертие потому что она не ВСЁ, а особенная, отличная от всякой мишуры и пошлости Очень счастлив

_________________
Скажи мне так, чтоб я тебя увидела...
http://bobarikinaolga.jimdo.com/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
makeev



Возраст: 74
Zodiac: Sagittarius
Зарегистрирован: 29.03.2005
Сообщения: 2688


СообщениеДобавлено: 7 12 2014 12:15    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ольга, ты и лекцию слушала отрывками и это сообщение видимо читала с бутербродом возле телевизора! Мистер Зеленый
Ну давай ещё раз:
АП сегодня это ВСЁ, что ЛЮБОЙ человек пожелает так назвать. Лично для ТЕБЯ Киркоров отличен от Щербины - ну и слава богу. Спорить бесполезно. Но вполне может найтись ДРУГОЙ человек, для которого это всё едино. И ты ему ничего не докажешь, потому что никаких конкретных общепризнанных признаков, рамок, критериев не существует. Лично проверено! Да ты и сама же против всяких рамок. Ну разве что Киркорова почему-то не любишь! Мистер Зеленый А уж о том, что является "пошлостью и мишурой" можно до посинения ругаться. Вот скажи Эльшату Гумеровичу, что "Санки" это пошлость! Кривляка
Но все, кто ТЕБЕ нравятся это разумеется Барды по высшему разряду!Подмигивание

_________________
Делай что должен, и будь что будет.


Последний раз редактировалось: makeev (7 12 2014 12:23), всего редактировалось 3 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Robert



Возраст: 61
Zodiac: Virgo
Зарегистрирован: 16.04.2003
Сообщения: 3934
Откуда: Уфа

СообщениеДобавлено: 7 12 2014 12:19    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

makeev писал(а):
Предложу и свои субъективные соображения.

Давно не встревал в "войны" названий и определений Улыбочка Да и сейчас не хочется. Однако, когда появилась фраза "автор-исполнитель"? Её на афишах, бывает, встречаешь.

Любопытно, как развивались клубы. Вроде бы сначала это были студенческие театры - или назывались по другому? Широко звучало слово "КСП", которое вдруг внезапно стало КАП, или ШКАП. А что при этом изменилось по сути в работе клубов?

Ещё интересна лекция на тему развития фестивалей вообще. Когда был первый? Как появилась конкурсная составляющая? Почему для обывателя фраза "лауреат фестиваля авторской песни" звучит громко, но в самой среде мало что значит? Или это не так?

_________________
Роберт
Я субъективен! Но и вы - тоже!
КСП "Сентябрь" (Уфа)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
makeev



Возраст: 74
Zodiac: Sagittarius
Зарегистрирован: 29.03.2005
Сообщения: 2688


СообщениеДобавлено: 7 12 2014 12:33    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Robert писал(а):
Давно не встревал в "войны" названий и определений

Вот как раз этого хотелось бы избежать. Тема посвящена ИСТОРИИ названий в порядке того, как они входили в обиход. И только. Эти "названия и определения" уже вчерашний день, история. Воевать с историей нет никакого смысла.
Пора уже признать абсолютный субъективизм всех определений, и признать, что что "объективность" как раз никому не нужна.
Вот поговорить о том, почему это так, было бы интересно! Привет!

_________________
Делай что должен, и будь что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ольга Бобарыкина





Зарегистрирован: 30.07.2014
Сообщения: 103


СообщениеДобавлено: 8 12 2014 01:19    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

makeev писал(а):
Ольга, ты и лекцию слушала отрывками

Ваше чисто субъективное мнение (барды-не барды и тд.), которое мне давно известно, трудно назвать лекцией. Пусть слушают те, кто не в курсях Подмигивание Что мне было интересно - я услышала.
makeev писал(а):
и это сообщение видимо читала с бутербродом возле телевизора!

После 24-х не ем Мистер Зеленый (промолчу, не хочется на "комплимент" - тем же)

makeev писал(а):
Лично для ТЕБЯ Киркоров отличен от Щербины - ну и слава богу.

Странно, что для Вас - нет
Подмигивание
makeev писал(а):
Но вполне может найтись ДРУГОЙ человек, для которого это всё едино.

Ну и ладушки. Значит этот человек ваще профан в песенном деле. Помню, как на 9 Мая в Парке Победы во время концерта к А.Смоляру подошла женщина (трезвая!) и так серьёзно говорит: А спойте, пожалста, "Владимирский централ"...На что Алексей не растерялся и спросил: "Вы это серьёзно?" Вот она, эта Ваша ДРУГАЯ.
makeev писал(а):
потому что никаких конкретных общепризнанных признаков, рамок, критериев не существует.

Но мы же с вами знаем эти признаки (по крайней мере, до недавнего времени, я так думала, что и Вы знаете) Как-то помнится именно Вы (где-то здесь, на форуме или в теме "Что значит для меня АП, могу ошибиться) писали о том, что АП сразу узнают по интонации, манере исполнения и тд. Так что же случилось сейчас? Почему у Вас так всё плохо? Подмигивание
makeev писал(а):
Да ты и сама же против всяких рамок.

Я против ВАШИХ рамок, когда Вы кроме классиков никого и ничего не хотите видеть и слышать. Кстати - "Санки" это тоже АП. Да, она может кому-то нравиться, кому-то нет...Такое бывает.
makeev писал(а):
Ну разве что Киркорова почему-то не любишь!

А кто сказал, что я его люблю или не люблю? (Вы там не с бутером у телека? Мистер Зеленый ) Просто привела в пример представителей разных жанров. На его месте мог бы быть и Муслим Магомаев (прости, что вспомнила в "суе) Если Вы Киркорова и Щербину в одну тарелку, ну я тогда не знаю ...
makeev писал(а):
Но все, кто ТЕБЕ нравятся это разумеется Барды по высшему разряду!
Ну вот опять двадцать пять...! Какие там разряды? если я Вам просто хочу сказать, что они есть, эти современники и они другие, и это норма, но Вы не хотите этого признать, опять же потому что они не поют такие песни, какие бы Вы хотели слушать. Современные авторы классиков не должны копировать . Их помнят, любят и поют их песни, в их память проходят вечера, концерты. Я склоняюсь к выводу, что Ваше НЕ ПРИЗНАНИЕ современников живёт в Вас в виду отсутствия элементарной симпатии к ним, которая произошла по причине большой любви к классике. Да и не надо, не симпатизируйте. Хотя бы признайте, что они ЕСТЬ!
Как среди классиков-бардов у меня есть любимые и не очень, так же и среди современных авторов. Всё просто, правда же?
Вообще, мне нравятся "Скорпионс", "Битлз", Джанис, "Смокки", Ю.Шевчук,И.Богушевская, Л.Русланова, Д.Рид, В.Высоцкий, Гари Мур, А.Башлачёв, П.Фархтдинов, Н.Грахов, Би Джис, В.Долина, Диана Росс, Чайф, Б.Смит, Н.Грэси, Новелла Мавтеева, Елена Фролова, В.Кузьменко, Кэмпбелл Джон, Ю.Визбор, Ж.Майкл, Наталья Дудкина, Екатерина Болдырева, П..Каасс ну и др. А ещё мне нравится песенка Красной Шапочки. Привет!
Думаю, что я дала исчерпывающий ответ и более на эту тему "ни капли в рот" Twisted Evil Оно мне надо? Насильно милыми не будут. Пойду, завтра рано вставать Спокойной ночи Банана Нана

_________________
Скажи мне так, чтоб я тебя увидела...
http://bobarikinaolga.jimdo.com/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Taliswoman





Зарегистрирован: 13.05.2007
Сообщения: 690
Откуда: Уфа

СообщениеДобавлено: 8 12 2014 11:34    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Оба правы. Прекратите уже ссориться.
_________________
1. За добрым словом в карман не полезу.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Robert



Возраст: 61
Zodiac: Virgo
Зарегистрирован: 16.04.2003
Сообщения: 3934
Откуда: Уфа

СообщениеДобавлено: 8 12 2014 13:25    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ольга Бобарыкина писал(а):
Думаю, что я дала исчерпывающий ответ и более на эту тему "ни капли в рот"

Это очередная "вечная" тема Улыбочка Важно, чтобы каждый высказал своё мнение. И лучше не в стиле "диалога", а перед этим в стиле монолога. Что, кстати, сделал Анатолий Макеев.

Taliswoman писал(а):
Оба правы. Прекратите уже ссориться.

Не знаю, "привязаться" к фразе "оба правы" или "прекратите ссориться" Улыбочка

Подумал, что "правота" и "право" имеют много сходных букв. Улыбочка Каждый имеет право высказаться. У каждого есть своя правота.

Про "ссориться". К сожалению, часто используется приём "персонификации" и построенного на этом преуменьшении мнения собеседника не по сути вопроса, а на основе его дискредитации. Переход на личности.

Что пишет Анатолий "Ольга, ты и лекцию слушала отрывками и это сообщение видимо читала с бутербродом возле телевизора!".
1. Чётко определяет собеседника.
2. Намекает, что человек что-то сделал плохо
3. Формирует образ (бутерброд перед телевизором)

Следующая фраза: "Ну давай ещё раз"
4. Делает как бы одолжение.
5. Намекает на неумение понять с первого раза.

Можно было и мягче написать, типа "повторю свою мысль", "скажу по другому"..

Ещё фраза; "Лично для ТЕБЯ Киркоров отличен от Щербины - ну и слава богу. Спорить бесполезно."
6. Вновь конкретика. Не просто "есть такие люди", а конкретно "лично для ТЕБЯ". Мы же заметили и заглавные буквы, да? Улыбочка
7. Указание через контекст, что "спорить бесполезно" намекает на глупость оппонента. Могло бы восприниматься иначе, как не возможность изменить мнение. Думаю, кстати, что подразумевалось второе, но воспринимается, как первое.

Ещё фраза: "Но все, кто ТЕБЕ нравятся это разумеется Барды по высшему разряду"
8. Вновь личностный подход и намёк на оторванность от общепринятого мнения.


Есть и другие мелочи.

Надо ли обижаться на такие вещи? От обстоятельств. Иногда принимаю такую "игру" и отвечаю оппоненту тем же. Иногда лень, поэтому игнорирую и говорю по сути. Важно с кем переписываешься и в чём разногласия, какая цель.

Анатолий постоянно ставит смайлики - это подчёркивает иронию, а не желание обидеть. Смайлики очень важны, но мы их не замечаем.

=========================================

Понимаю, что это офтопик. Мне, как администратору, важно, чтобы люди лучше понимали друг друга. Беру на себя некую "авторитетность" в этом вопросе, так как часто сталкиваюсь с аналогичными ситуациями и имею небольшой опыт. Понятно, и сам не всегда прав Друзья

_________________
Роберт
Я субъективен! Но и вы - тоже!
КСП "Сентябрь" (Уфа)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
makeev



Возраст: 74
Zodiac: Sagittarius
Зарегистрирован: 29.03.2005
Сообщения: 2688


СообщениеДобавлено: 8 12 2014 18:19    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Наиля, одна надежда на тебя! Ты же вроде повнимательней слушала. Скажи пожалуйста Ольге, что ничего о том, кто бард- кто не бард я в тот раз не говорил. И никаких определений ОТ СЕБЯ не давал! Ни слова! Мистер Зеленый
Это, собственно, и по приведённому тексту видно, но блин, кто видеть не хочет, конечно не увидит. Подмигивание

_________________
Делай что должен, и будь что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
makeev



Возраст: 74
Zodiac: Sagittarius
Зарегистрирован: 29.03.2005
Сообщения: 2688


СообщениеДобавлено: 8 12 2014 18:23    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Приходится повторить для некоторых!
Подмигивание
makeev писал(а):
Тема посвящена ИСТОРИИ названий в порядке того, как они входили в обиход. И только. Эти "названия и определения" уже вчерашний день, история. Воевать с историей нет никакого смысла.

Пора уже признать абсолютный субъективизм всех определений, и признать, что что "объективность" как раз никому не нужна.

_________________
Делай что должен, и будь что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Taliswoman





Зарегистрирован: 13.05.2007
Сообщения: 690
Откуда: Уфа

СообщениеДобавлено: 9 12 2014 09:26    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

makeev писал(а):
Наиля, одна надежда на тебя! Ты же вроде повнимательней слушала. Скажи пожалуйста Ольге, что ничего о том, кто бард- кто не бард я в тот раз не говорил. И никаких определений ОТ СЕБЯ не давал!

Подтверждаю. Лекция была посвящена зарождению и развитию жанра АП. Были проиллюстрированы песнями основные, назовём это, вехи. В том числе и новая волна АП.

_________________
1. За добрым словом в карман не полезу.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ольга Бобарыкина





Зарегистрирован: 30.07.2014
Сообщения: 103


СообщениеДобавлено: 10 12 2014 03:06    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

makeev писал(а):
Наиля, одна надежда на тебя! Ты же вроде повнимательней слушала. Скажи пожалуйста Ольге, что ничего о том, кто бард- кто не бард я в тот раз не говорил. И никаких определений ОТ СЕБЯ не давал! Ни слова!

Taliswoman писал(а):
Подтверждаю. Лекция была посвящена зарождению и развитию жанра АП. Были проиллюстрированы песнями основные, назовём это, вехи. В том числе и новая волна АП.


Дорогие вы мои! Всё было замечательно! В.Высоцкий вновь не имеет отношение к АП, бардов современных просто нет, а если и есть то это не барды и ваще АП это всё, что угодно! С ЧЕМ НАС И ПОЗДРАВЛЯЮ!!! Привет! Фиг знает Мистер Зеленый

_________________
Скажи мне так, чтоб я тебя увидела...
http://bobarikinaolga.jimdo.com/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Открыть новую тему  Ответить    Все разделы -> Теоретизмы Часовой пояс: GMT + 5
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы