КСП УФА

Поговорим
На АПушке
Что такое творческие мастерские АП, и куда они идут
На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.
 
Открыть новую тему  Ответить    Все разделы -> Стихи, Песни, Эссе
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Robert



Возраст: 61
Zodiac: Virgo
Зарегистрирован: 16.04.2003
Сообщения: 3934
Откуда: Уфа

СообщениеДобавлено: 30 01 2009 11:22    Заголовок сообщения: Что такое творческие мастерские АП, и куда они идут Ответить с цитатой

Рискну скопировать заметку Посадника из его блога на тему мастерских. Думаю, что будет интересно и нашим местным "теоретикам" Улыбочка Мне, например, было полезно прочитать.

Основной адрес: http://posadnik.livejournal.com/179396.html


Давненько не брал я в руки шашек...
ЗАНУДНЫЕ ЗАПИСКИ О СТАРОМ.
(что такое творческие мастерские АП, и куда они идут)

собсно, понятно, кому адресовано. Стиль сознательно выбран газетно-занудный, типа для создания привкуса объективности.


Творческие мастерские в системе КСП существуют достаточно давно. В начале 80-х они уже стали настолько массовы, что вытеснили конкурс с большинства актуальных фестивалей. Главным достоинством мастерских была моментальная обратная связь со слушателем, который является квалифицированным пользователем песенного продукта (максимально желаемая ситуация для участника любой выставки, галереи или шоу, от промышленных до творческих), а часто и сам является коллегой по песенному цеху, заведомо научившимся писать хорошие песни.

Как правило, мастерские вела одна (реже – две) известная в КСПшном мире персона – имеющая право голоса в силу уже достигнутой известности и погружения в предмет. Могу вспомнить мастерские Дмитрия Дихтера или Юрия Устинова на детско-юношеских фестивалях в Ульяновске конца 80-х, а также мастерские самарцев Александра Вольдмана и Игоря Гольдина на фестивалях в Димитровграде и Сасово в те же годы. В истории московского КСП есть попытка (к сожалению, неудачная) организовать на постоянной основе творческие мастерские - кажется, Дмитрия Сухарева. Близко к формату творческих мастерских должна была реализовываться и схема слета «Костры» Владимира Ланцберга (1989-2002).

В 90-е годы, после того как просело все, наработанное в последнее советское десятилетие, произошел ренессанс конкурсных фестивалей, и мастерские вышли на новый круг развития – заново. Как и раньше, фактически, обыгрывался старый добрый формат литературных мастерских – в двух ипостасях, «мастерская у мэтра» и «коллективный разбор в литобъединении».

Уже во второй половине 90-х в ходе возрождения идеи мастерских авторской песни привело к рождению близких, но не идентичных форм, не существовавших или не популярных раньше – конкурсные мастерские Второго канала (1996-2008, и далее) и Открытые творческие мастерские московского Центра авторской песни.

Первый формат, став, фактически, андерграундным жюри Грушинского фестиваля, начинался со схемы близкой к вышеописанной – несколько известных в среде КСП/авторской песни людей – Владимир Ланцберг, Дмитрий Дихтер, Борис Жуков, Александр Костромин, и пр. – выслушивали пришедшего к ним человека, высказывались по поводу того, что, на их взгляд, хорошо и плохо в услышанном. – по результатам своего восприятия рекомендуя тех, кто мог быть ими назван «заслуживающим внимания автором/исполнителем», к итоговому туру, по результатам которого получившие высшее одобрение жюри получали дипломы лауреатов Грушинского фестиваля (второго канала).

Однако, под этот формат «народно-аксакальского жюри Грушинского» его создателем, В. Ланцбергом, была заложена бомба – прописанное в правилах ведения мастерских право высказываться людям из публики, позволяющее кооптировать в жюри Канала наиболее внятно излагавших свои мысли «темных лошадок». Как следствие, через пятилетку формат «нас оценивают и нам советуют люди, которых собравшиеся знают как добившиеся успеха в мире самодеятельной песни» сменился форматом «нас оценивают и нам советуют люди, которых мы чаще всего не знаем, но которые имеют что сказать и делают это четко и аргументировано». Это имело как свои плюсы (не каждый хороший спортсмен становится хорошим тренером, но много хороших тренеров поднялось из спортсменов, не достигших чемпионских титулов), так и минусы (когда тебе говорит неприятные вещи кто-то именитый – можно наступить на горло прищемленному самолюбию, - но совсем непросто сдержать обиду, когда тебе говорит нелицеприятное никому не известный критик с мастерских). Возможно, поэтому в недрах Второго канала родилась альтернативная мастерским схема – «Зеркало», в которой ведущие мастерскую заведомо идентифицируют себя не с участником, а со зрителем, давая чисто зрительскую оценку «что я услышал(а) и как оно во мне отозвалось». Не отходя от заявленной темы разговора, тем не менее, отметим: любые мастерские, фактически, начинались как качественная обратная связь со слушателем, а титулы и звания единственного слушателя были гарантией разумности и полезности сказанного в ответ на песню.

Вторым вариантом творческих мастерских нового потока стали Открытые творческие мастерские (ОТМ) московского Центра авторской песни (ЦАП). Родившись при посредстве людей, занятых в работе Второго канала и точно так же поначалу обслуживая конкурсный поток (первые мастерские были проведены для участников традиционного городского конкурса АП, недовольных своим отсевом). Участниками первоначально были сотрудники ЦАПа, члены отборочного жюри городского конкурса и участники пятничных сборов в ЦАПе – то есть, все, кто пришел.

Но это не означало, что появился клон 2К. Статус «открытые мастерские», - постулирующий, что право голоса имеет любой присутствующий, способный внятно выразить то, что хочет сказать - с самого начала ввел формат, до которого Второй канал развивался несколько лет. Кроме того, если мастерская 2К является «очень маленьким кругом, в который попадает участник», то у ОТМ есть одно важное отличие – помимо круга обсуждающих (хотя формально, оставаясь в нем), на мастерских присутствует ведущий-модератор – помогающий точнее выражать мысль выступающих, пространно объясняющий правила обсуждения, и формулирующий итоговое мнение. Все это привело к тому, что обе формы шли близкими, но не идентичными курсами, постепенно все более четко разделяясь по назначению: жюри Второго канала являлось ниппелем, через который пропускался поток конкурсантов, в то время как на открытые мастерские приходили люди, которые прошли ниппель живой очереди – не более трех (теперь двух) участников, десять раз в году. Второй канал – песочные часы без нижней колбы, ОТМ – они же, но без верхней. Фактически, этот формат еще ближе к прямому общению со слушателями.

При всем вышеизложенном, главное, к чему я хотел бы подвести читателя - творческие мастерские открытой схемы, в отличие от более традиционных «мастерских мэтра» или «мастерские тех, кто смог выделиться из публики», как и онлайн-мастерские, время от времени спонтанно появляющиеся на стихотворческих и песенных Интернет-форумах, обнажают одно свойство РЕГУЛЯРНЫХ упражнений в песенной (т.е. литературной и музыкальной) критике – самоорганизация обсуждающего. Каждый, кто вел дневник или участвовал в долгой переписке, - или у кого был роман в письмах,- скажет, что регулярное изложение мыслей (например, в письменном виде) приводит к большей точности языка. Как участник ОТМ в течение примерно пяти лет, могу подтвердить, что со временем у постоянных участников мастерских отчетливо расширяется спектр и инструментарий оценок, за счет роста точности восприятия.

А ведь все это говорится не в самые лучшие времена для песни. Не один включенный наблюдатель отмечает беду сегодняшнего поколения «молодых авторов» - прогрессирующую текстовую глухоту при росте изощренности музыкальных средств, а также клиповое мышление. К сожалению, вышеназванный тезис «у каждой песни есть свой слушатель» гасит любую попытку отметить недостатки песенного продукта – от непонимания, чем плоха музыкальная изощренность при предельной простоте текста, до прямого отрицания наличия в тексте «стремительных домкратов», а в музыке – конфликта между образами из текста и интонациями, навязанными мелодией. Против заявления «вы просто к нему/мне придираетесь», приема нет. Нужны четкие аргументы.

Если же вспомнить, что сообщество КСП, унаследованное советской послевоенной привычкой массового пения, рассыпается в силу раздробления российского социума, все более теряющего связность буквально с каждым годом, и единство критерия «хорошая/плохая песня» практически утеряно в пользу тезиса «нет авторской песни и не авторской – есть хорошая и плохая» в связке с «у каждой песни есть свой слушатель», - сейчас представляется куда более важным развивать умение СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ, чем умение петь и самовыражаться пением под гитару.

Достаточно внятным выходом из ситуации был бы окончательный разворот к «мастерским для слушателя» - ведущими которых подчеркивалось бы, что, кроме полезных советов обсуждаемому творцу, мастерские приносят бесценную пользу тем, кто регулярно делает умственное усилие типа «да, оно мне нравится/не нравится. Но мне нужно знать, если не почему – то ЧЕМ оно мне нравится/не нравится». Причем, имеет смысл развивать как линию «Зеркала» – отказ от оценок «хорошо-плохо», рассказ о том, что ты услышал, а не о том, что по твоему мнению было написано – так и линию ОТМ – «мне понравилось, но слабоваты эьти и эти места, потому что…». Почему оба? Потому что совершенно дзеновская форма «Зеркала» искушает уйти в бесплодные игры ассоциаций – а более ученическая форма ОТМ рискует свалиться в перебор конечного списка правил и алгоритмов оценки. Нужно нечто среднее – и возвращение к триггеру «нравится/не нравится» в формате «Зеркала», и умение по-дзеновски не смотреть, но видеть – в формате ОТМ. Кроме формального расширения возможностей мыслительного анализа и синтеза, это прокладывает связи между оценивающими – то есть, формирует общность, способную к новому развитию.

Вот как-то так.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лена Лещинская



Возраст: 49
Zodiac: Capricorn
Зарегистрирован: 20.08.2005
Сообщения: 3750
Откуда: Магнитогорск

СообщениеДобавлено: 30 01 2009 15:12    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Классно написано! Я на ЦАПе читала: http://www.ksp-msk.ru/forum/viewtopic.php?t=1863&postdays=0&postorder=asc&start=0
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Лена Лещинская



Возраст: 49
Zodiac: Capricorn
Зарегистрирован: 20.08.2005
Сообщения: 3750
Откуда: Магнитогорск

СообщениеДобавлено: 30 01 2009 16:40    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Кстати, у нас-то Мастерские - название одно. Клуб общения - это прекрасно, но для того, чтобы отмастерить как следует, надо анализировать, думать, блин, надо, мысль формулировать... То ли лень-матушка, то ли большая часть народу знакома в реале и потому стесняется обидеть друг друга. Напрасно, между прочим. Хорошая критика для адекватного автора - лучший отзыв. А в одиночку надрываться меня как-то не прёт. Люблю хорошую компанию! Русту, лучшему из здешних критиков, как-то не до того, видимо, не вписывается во временнЫе повороты. Ну, Виктор время от времени включается в обсуждение, ну, еще кто-то - но всё это в разовом порядке. Давайте уже что-то делать в Мастерских поактивнее! Я-то ладно, у меня еще три форума есть, где я с народом общаюсь, - не похвалят так хоть раскритикуют. Мне для души хватает. Потому что здесь - гробовое молчание чаще всего. Потом приезжаешь на фест и слышишь: мы тебя читали! Возникает встречный вопрос: а какого фига не написали ничего, хотя бы погромного?! При всем прекрасном отношении к другим форумам, иногда досада разбирает: родным-то я считаю башнет!!!
Ну, речь не обо мне, космополитичной такой до безорбразия. А другие авторы? Люди же выкладывают свои опусы не просто чтоб лежали, а с целью отзыв услышать, причем не на уровне "понравилось - не понравилось", а с обоснованием, ёлы-палы!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Robert



Возраст: 61
Zodiac: Virgo
Зарегистрирован: 16.04.2003
Сообщения: 3934
Откуда: Уфа

СообщениеДобавлено: 30 01 2009 17:48    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Лена, ты поднимаешь проблемы, связанные с форумом и вообще с развитием жанра в регионе. Что-то аналогичное было при обсуждении работы клуба "Сентябрь".

Я к этому отношусь более философски - нельзя никого ни к чему принудить!

Если нет обсуждения - значит не задело, нечего добавить, нет времени. Это нормально. Если что-то не делается - значит нет людей, готовых это сделать. Поэтому не имеет смысла сожалеть и провоцировать - делай, что считаешь правильным. И не гляди на других. Инициатива, кстати, притягивает. Но в любом случае никто ничего никому не должен! Заметь, что люди добавляют стихи в раздел "Мастерская", но сами никого не обсуждают. Это эгоизм?

У нас на носу фестиваль "Агидель". Обычно предварительным прослушиванием занимается Анатолий Макеев. И у него есть свой взгляд на проведение прослушивания. Пост затеял для того, чтобы расширить кругозор, показать другие возможности прослушивания. И для того, чтобы расширить работу клуба. У нас почему-то не любят обсуждать! А может и правильно, не надо это делать, надо петь известные песни? И не "препарировать" творчество, как считает Виктор, кстати?

Мне хочется, чтобы в клуб приходили новые люди, знакомились с жанром, как-то приобщались. Хочется, чтобы фестивали не определяли победителей, а показывали другую жизнь, не всегда связанную с деньгами. Ведь жизнь интересна!

И ещё.. Три человека: Виктор, Руст, Лена - это для нашего форума вполне достаточно для объективного и профессионального отзыва о стихотворении. Нужны интересные авторы с не тривиальными стихами - вот их не хватает!

_________________
Роберт
Я субъективен! Но и вы - тоже!
КСП "Сентябрь" (Уфа)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
виктор





Зарегистрирован: 20.06.2007
Сообщения: 457


СообщениеДобавлено: 31 01 2009 14:31    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Robert писал(а):
И не "препарировать" творчество, как считает Виктор, кстати?


Интересно, я вроде такого нигде не говорил. Вообще, творчество и его продукт - разные понятия, мне катцца. Продукт, наверное, можно разбирать. Только я на роль разборщика не очень тяну. Как говоривал великий Шварц(композитор): как не надо знаю, а как надо - не знает никто.

Могу похвалить, если получилось. Лучше промолчу, если не очень. Всё на уровне ощущений.

По поводу мастерских. Сложно сказать. Наверное это надо. А вообще не представляю, как можно учить поэзии. Писать по русски - да. Играть на инструменте - да. Вокалу - да! Кампозиции - да. Но главному, тому, что от Бога, научить нельзя. И научиться, хоть тресни.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Robert



Возраст: 61
Zodiac: Virgo
Зарегистрирован: 16.04.2003
Сообщения: 3934
Откуда: Уфа

СообщениеДобавлено: 31 01 2009 15:36    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Robert писал(а):
И не "препарировать" творчество, как считает Виктор, кстати?

виктор писал(а):
Интересно, я вроде такого нигде не говорил

Виктор, возможно я не правильно понял или не правильно сформулировал.

Твоя цитата из более ранней темы:

"Попробуйте препарировать лягушку, не убив её предварительно. В природе песни есть нечто не поддающееся никакому анализу."

Согласен с этой формулировкой, но это не мешает поиску и копанию в песнях и в своём восприятии творческого произведения.

Научиться до уровня ремесленника можно почти всему. Но гениев по определению не может быть много. А что хочет человек? Хочет понимания, хочет жить и радоваться, хочет общения и сопереживания. Правильнее, конечно, не только "брать", но и "отдавать". Для чего люди пишут стихи и самостоятельно сочиняют песни? И нужна ли авторам и исполнителям другая сторона - слушатели, читатели, критики, пытающие понять и поделиться своим?

У меня все явления и процессы сводятся к вопросу - с какой целью? Улыбочка

_________________
Роберт
Я субъективен! Но и вы - тоже!
КСП "Сентябрь" (Уфа)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лена Лещинская



Возраст: 49
Zodiac: Capricorn
Зарегистрирован: 20.08.2005
Сообщения: 3750
Откуда: Магнитогорск

СообщениеДобавлено: 3 02 2009 16:14    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Препарировать стихи полезно и для препарирующих (разиввает умение слышать и слушать), и для авторов (далеко не все можно исправить вуже написанном стихе, но кое-что все-таки можно, к тому же появляется шанс в будущем не наступить на те же грабли). Поэтому Мастерские - это хорошо!

И еще. Может, если б мы не ленились авторам регулярно писать отзывы (хотя бы краткие), они бы охотнее писали свои стихи. А то "на деревню дедушке" - как-то не прёт. Так что отклики - метод привлечения пишущих людей.

_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Руст Якупов



Возраст: 52
Zodiac: Virgo
Зарегистрирован: 07.05.2007
Сообщения: 354
Откуда: Уфа

СообщениеДобавлено: 3 02 2009 16:49    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Мне повезло поучаствовать в мастерских разного формата, в том числе и описанных у Посадника. Что-то синтетическое провожу на фестивалях, куда приглашают. Пока отзывы были хорошие только.
Так что, надеюсь, на форуме можно интернет версию вести.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лещинская
Гость








СообщениеДобавлено: 3 02 2009 17:28    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

У тебя, Руст, с мастерением ваще все отлично! На всех форумах я по-настоящему боюсь только тебя и Посадника. Подмигивание
Вернуться к началу
Гость









СообщениеДобавлено: 19 04 2009 19:45    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Лена Лещинская

30 01 2009 16:40

"Кстати, у нас-то Мастерские - название одно. Клуб общения - это прекрасно, но для того, чтобы отмастерить как следует, надо анализировать, думать, блин, надо, мысль формулировать... То ли лень-матушка, то ли большая часть народу знакома в реале и потому стесняется обидеть друг друга. Напрасно, между прочим. Хорошая критика для адекватного автора - лучший отзыв. А в одиночку надрываться меня как-то не прёт. Люблю хорошую компанию! Русту, лучшему из здешних критиков, как-то не до того, видимо, не вписывается во временнЫе повороты. Ну, Виктор время от времени включается в обсуждение, ну, еще кто-то - но всё это в разовом порядке. Давайте уже что-то делать в Мастерских поактивнее! Я-то ладно, у меня еще три форума есть, где я с народом общаюсь, - не похвалят так хоть раскритикуют. Мне для души хватает. Потому что здесь - гробовое молчание чаще всего. Потом приезжаешь на фест и слышишь: мы тебя читали! Возникает встречный вопрос: а какого фига не написали ничего, хотя бы погромного?! При всем прекрасном отношении к другим форумам, иногда досада разбирает: родным-то я считаю башнет!!!
Ну, речь не обо мне, космополитичной такой до безорбразия. А другие авторы? Люди же выкладывают свои опусы не просто чтоб лежали, а с целью отзыв услышать, причем не на уровне "понравилось - не понравилось", а с обоснованием, ёлы-палы!"

+1
Вернуться к началу
makeev



Возраст: 74
Zodiac: Sagittarius
Зарегистрирован: 29.03.2005
Сообщения: 2688


СообщениеДобавлено: 19 04 2009 22:05    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Гость писал(а):
большая часть народу знакома в реале и потому стесняется обидеть друг друга. Напрасно, между прочим.

Напрасно? Я вот не стеснялся (да и дальше не постесняюсь Кривляка ), и что получил? Хорошо ещё, что меня не обозвали как-нибудь, а только "пожалели" - и я не застрелился, хоть никто меня не поддержал, включая толерантнейшего Роберта Мистер Зеленый , ( а впрочем, обзовут ещё!), но не все же так самодостаточны! Для кого-то даже и снисходительное неодобрение Смоляра или Кузьменки ( а то ещё и Багиры какой-нибудь Мистер Зеленый ) убийственно! У нас уже образовалась каста неприкасаемых. Можно долбать в хвост и в гриву Капустину, но упаси вас бог усомниться в талантах К. или С. или Т. Б. Г. Ф. - и т.д. - съедят всякие Мavrы! Банана Нана Вот и припоминают самые умные из нас, что золото - это молчание, а выступают на форумах не самые благоразумные. Поэтому не будет здесь нормального спокойного объективного разговора, поскольку нет адекватного восприятия.

_________________
Делай что должен, и будь что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гость









СообщениеДобавлено: 19 04 2009 22:19    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Лещинская

"Давайте уже что-то делать в Мастерских поактивнее!"


Сергей Смирнов

"Господа, а вам не кажется что среди тут завелся у нас на форуме некий графоман??? Вот посчитал сейчас, из 12-ти последних тем - 8 принадлежат сюсюканью возле стишат... "

Кривляка

Лещинская

"Клуб общения - это прекрасно"

Друзья
Вернуться к началу
Показать сообщения:   
Открыть новую тему  Ответить    Все разделы -> Стихи, Песни, Эссе Часовой пояс: GMT + 5
На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.
Страница 1 из 5

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы