Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Гость
|
Добавлено: 16 12 2008 23:09 Заголовок сообщения: Статья Гуд-бай, романтика! |
|
|
Статья на сайте itogi.ru/iskus/2008/51/135747.html
Евгений Белжеларский
Гуд-бай, романтика!
Границы между бардовской песней и шансоном по-русски все менее различимы.
Барды - одно из самых загадочных понятий нашего культурного быта. Одни довольствуются знаменитой сценой-гитарой на Грушинке и пением у костра. Другие по старой памяти обивают пороги радиостудий и районных ДК. Но есть и третьи. Активно действующие творческие единицы, чьи фанаты готовы выложить за концерт от 2 до 10 тысяч рублей, несмотря на кризис...
Вот недавно популярный бард Олег Митяев выступил с новой программой "Романтики больше не будет", а на музыкальных лотках появился одноименный диск. Чем объяснить мрачноватое название, не совсем понятно. Чего-чего, а романтики в новых песнях сколько душе угодно. Текучие клавиши, мандолинные россыпи на заднем плане. Это ли не романтика? Правда, декоративный саксофон и хрипловатый, с нажимом голос напоминают: это тот самый "шансон-лайт" - жанр, что приписывается представителям так называемой новой волны в авторской песне. Той самой волны, что способна собрать полный зал Государственного Кремлевского дворца в красный день календаря. Или позволить себе, как Александр Розенбаум, начинавший на питерских кухнях, выпустить музыкально-философский 12-томник "Философия".
Начинали многие "новые" в далекие 70-е. Например, данный конкретный Олег Митяев - автор широко знаменитой строчки "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались". Прямо скажем, не менее гимнической, чем другая, из Окуджавы, - "Возьмемся за руки, друзья!". Когда именно закончилась эпоха, утвердившая магнитофон и шестиструнку в центре вселенной, сегодня так с ходу уже и не скажешь. Ясно одно. С ностальгией по "великой традиции" мы, мягко говоря, опоздали. Вспомнила баба, як девкой была... И произошло это, возможно, потому, что бардовская (она же авторская) песня - явление не просто музыкальное и поэтическое. В своей высшей, "акматической" фазе она состоялась как типично интеллигентский жанр. Очевидно, что явление должно было умереть вместе с сословием, его породившим. И потерпевшим историческое поражение.
Анналы свидетельствуют: слово "бард" впервые применил к Владимиру Семеновичу режиссер Юрий Любимов. Кажется, уже на похоронах. Но и до этого, и после название многажды менялось. 50-60-е - Клуб самодеятельной песни, КСП. Романтика дальних дорог, лыжи у печки стоят, я еду за туманом и за запахом тайги... Визбор и Кукин прилюдно гуляли по ладам, а публика готова была внимать до рассвета. Но это, как сказал пролетарский классик, не была еще сама буря. Главное случилось потом. В конце 60-х на сцену выходят идолы интеллигенции, положившие на музыку неподцензурные стихи. Чтобы ронять мудрость и подкапывать "основы". Период на дворе - застойно-застольный. Поиски идеалов и украденной правды, скитания между НИИ и богемным салоном. Первые опыты компромиссной идеологии: вроде бы ничего нельзя, но кое-что в отдельных случаях и отдельным людям все-таки можно. Рвущий на груди рубаху Галич, сентиментально-многозначительный Окуджава, саркастически-серьезный Высоцкий. Когда-нибудь все это назовут авторской песней. Но вначале это просто не имело названия.
Один резал прямо: "Не делить с подонками хлеба,/перед лестью не падать ниц...", "А бойтесь единственно только того, /кто скажет: "Я знаю, как надо". Другой саркастически юродствовал: "Отниму у вас рацион волков/ и медвежие привилегии... /Не один из вас будет землю жрать,/ все подохнете без прощения./Отпускать грехи кому - уж это мне решать./Это я, козел отпущения".
Но вот прежнее начальство ушло. И идеи мгновенно выцвели. Более того, новое начальство начертало их на своем знамени. И расслоение интеллигенции не заставило себя ждать. Большая часть, врачи и учителя, оказалась позаброшена в своих крыжополях. Другие приобрели статус и поддержали новый порядок, предполагавший превращение интеллигентов в бюджетников. Круг замкнулся. Кому теперь говорить свое насмешливое "курлы", перед кем выступать в роли умного шекспировского шута? Лишенный идеологического противника Дон Кихот (первый известный истории интеллигент) рассыпается дождем проржавевших лат. Интеллигенты не нашли своего места и развоплотились. Былая максима - все подвергать сомнению - обернулась игрушечным фрондерством. Они не нашли никакой позиции, кроме коллаборационистской. Вот тогда-то, раздвигая и без того не слишком узкие рамки жанра, в него хлынул залихватский новорусский шансон, утверждавший новую веру: "делание дел", колоколенки и балычок-с. Постепенно новая поэтика спрессовалась как следует - и вот теперь и "старых", и "новых", и политических, и лирических, и костровых скопом крутят на радио "Шансон" вперемешку с Михаилом Кругом и Катей Огонек.
Размывание границ между бардами и "русским шансоном" идет сравнительно медленно, но, к сожалению, верно. Дело тут, конечно, не в залихватских аранжировках Мищуков и дуэта "Иваси" - это как раз почему бы и нет. Дело в текстах и подтекстах (или их отсутствии). Когорта бардов-шансонье растет и ширится. Взять, к примеру, популярного Тимура Шаова с его "Как-то ехали на джипе мы с братвой,/ Шли со скоростью 120 километров,/ обогнал нас запорожец голубой.../ Западло, в натуре, западло!". Или Ефрема Амирамова: "Все мысли ТАМ,/Но ЗДЕСЬ я душу грею... /И так Россию-Мамочку люблю!" "То, что ты творишь, - сродни разбою!/ От темени до пят опустошен,/ Я выпит весь до донышка тобою!" Рьяно пробует себя на "стыке жанров" и совсем уж молодая поросль: "Так чего ж ты часто вздыхаешь?/ И улыбка теперь уж не та. /Ты слезинки рукой вытираешь,/ Вот опять покатилась слеза" (Дмитрий Иванченко).
Зато на "Эхе Москвы" волевым усилием уже закрывали нерейтинговый "Концерт по заявкам. Авторская песня" под началом Нателлы Болтянской. Конечно, круг узкий и политизированность тусовки не всякому по вкусу. Но во всяком случае там хоть какой-то драйв. И вот теперь начальник станции Алексей Венедиктов, разводя руками, имеет сообщить: "Рейтинг, господа!" В самом деле. Как говорится, за что боролись.
Похожие, но более сильные чувства я испытал, однажды узнав об обстоятельствах гибели Александра Галича, проживавшего в Париже. Причиной его смерти был удар тока, полученный при подключении только что купленного телерадиокомбайна. Удар оказался роковым. Бежать от свинцовых мерзостей совдепии, чтобы принять смерть от технического чуда? Увы, символично.
Вот так и с жанром. При том что Грушинский фестиваль вроде бы процветает, "за туманом" все еще едут, и склоны окрестных холмов вокруг тонущей в воде гитары горят в сумерках глазами костров. Однако же барды и КСП - отнюдь не одно и то же. Не говоря уже о бард-шансоне... Да, романтики больше не будет. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Robert
Возраст: 61 Zodiac: Зарегистрирован: 16.04.2003 Сообщения: 3934 Откуда: Уфа
|
Добавлено: 17 12 2008 00:35 Заголовок сообщения: |
|
|
Интересно, что авторы таких заметок судят о жанре авторской бардовской самодеятельной песни только по выступлениях отдельных представителей в больших концертных залах. Неужели они думают, что этого достаточно? Жанр самодеятельной песни всегда существовал на маленьких аудиториях, в домашней обстановке, на фестивалях и слётах. С этой точки зрения - не так уж и много чего изменилось. Люди до сих пор встречаются и поют песни. Возможно, что это шансон, а может народное творчество, даже немного рока, хотя в домашних условиях рок не звучит.. Остались люди, которые пишут стихи и песни, и пытаются разговаривать на этом языке с другими людьми. А что поют люди у костра в походах? Уточню, не на пьянках на природе, а именно в походах - это и есть простая и добрая песня.
Моё мнение, что, конечно, сцена и профессионализм (зарабатывание основных денег пением) не очень развивают жанр, даже "уводят" его в попсу и лёгкий простой шансон. Но люди в духовной составляющей не изменились. До сих пор возникают ситуации, что многие просто не слышали настоящую авторскую песню! И поэтому не надо путать исполнение песен на больших аудиториях для массового зрителя с нормальной бардовской песней. Размывается не жанр, а просто не очень разбирающиеся в жанре люди присваивают шансону и попсе название бард. А исполнителям, конечно, это льстит. Ведь бард - это уже что-то умное и доброе. Это даже в нашей Уфе, где традиции КСП сильны, видно. Иногда читаешь официальные новости о бардах - так это оказывается только два человека в Уфе. Не хочу обижать людей, но трудно согласиться, что Лынник и Бадамшин - это барды в моём понимании этого слова. Ещё раз - прошу прощения за рекламу, ничего лично не имею.. Люди работают в своей нише и делают дело - но это не барды!
Если всё называть своими именами, то никакого размытия, перехода в шансон - нет.
Это лишь моё скромное личное мнение _________________ Роберт
Я субъективен! Но и вы - тоже!
КСП "Сентябрь" (Уфа) |
|
Вернуться к началу |
|
|
Лена Лещинская
Возраст: 49 Zodiac: Зарегистрирован: 20.08.2005 Сообщения: 3750 Откуда: Магнитогорск
|
Добавлено: 17 12 2008 15:10 Заголовок сообщения: |
|
|
Роберт, а ведь какой у тебя интересный поворот мысли! Согласна с тобой: барды остались бардами - просто этим словом стали именовать многое другое.
Митяев, при всем к нему уважении, не Господь Бог, чтобы отменить романтику. Надо ли понимать название его альбома настолько прямолинейно?
Хотя нельзя отрицать, что авторская песня перестала быть таким мощным течением, как раньше, когда она была знаменем интеллигенции. _________________
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Наиль Аглиуллин
Возраст: 66 Zodiac: Зарегистрирован: 30.09.2008 Сообщения: 240 Откуда: г. Октябрьский РБ
|
Добавлено: 17 12 2008 20:33 Заголовок сообщения: |
|
|
Полностью согласен с Робертом, что чистота жанра сохранилась только на небольших региональных фестивалях и слетах авторской песни. Большие залы и огромные фестивали размывают и извращают суть АП. А уж Бадамшин с Лынником... Без комментариев. Мы в Октябрьском два раза в год (весна -осень) проводим уже лет шесть благотворительные концерты АП. Собранные деньги отдаем детям инвалидам или детским домам. Собираем полный зал, полный контакт со зрителем. Праздник! Так что, жив курилка! |
|
Вернуться к началу |
|
|
makeev
Возраст: 74 Zodiac: Зарегистрирован: 29.03.2005 Сообщения: 2688
|
Добавлено: 17 12 2008 23:31 Заголовок сообщения: |
|
|
Интересная статья, и притом всё-таки слегка ностальгическая, хотя автор и признаёт печаль об утрате «великой традиции» запоздалой. Барды таки уходят в историю, что в общем то закономерно. 50 лет – неплохой срок для любого жанра. У нас новая страна, новые проблемы, новые реалии, люди стали другими – нормально.
Лично мне кажется удивительным не то, что АП помаленьку растворяется, смешивается с «шансоном» и прочими всякими «искусствами», а то, что на острие этого процесса, самыми активными «растворителями» стали сами «барды» и те, кого принято называть «организаторами» от АП. Выражения типа «чистота жанра», «хранитель традиций» и прочее в этом роде употребляются нынче только в ироническом смысле, с обязательной снобистской улыбочкой. Под флагом развития жанра, расширения рамок, поиска новых направлений и т.п. выскребаются сами основополагающие принципы, но при этом совершенно необходимо, чтобы называлось это по прежнему – Бардовская Песня. Интере-есно! Жену надо поменять, но чтоб звали её обязательно так же, как и прежнюю!
Это напоминает мне ситуацию, когда хочется снести какое-нибудь историческое здание, а нельзя. Тогда можно объявить реставрацию и под шумок, по кирпичику, старую кладку заменить «новоделом». Фасад вроде похож на прежний, а внутри всё совершенно другое.
Ну и к чему такие сложности? Ведь никто не ищет новых направлений в старинном русском романсе, не расширяет рамок оперы, не развивает жанр былины и т.п, а вот бардам – ну никак иначе! Лети вперёд наш паровоз! _________________ Делай что должен, и будь что будет. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Багира Гость
|
Добавлено: 18 12 2008 10:20 Заголовок сообщения: |
|
|
Моё мнение, что, конечно, сцена и профессионализм (зарабатывание основных денег пением)
Мнение, конечно, можно иметь и ИМЕТЬ... Но - перед этим процессом нелишнее - заглянуть в словарь и выяснить, раз и навсегда! - значение слова "профессионал" и, как следствие, "профессионализм". |
|
Вернуться к началу |
|
|
Гость
|
Добавлено: 18 12 2008 11:20 Заголовок сообщения: |
|
|
Багира писал(а): | Моё мнение, что, конечно, сцена и профессионализм (зарабатывание основных денег пением) |
А можно ещё раз и попроще? Ни фига не понял... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Robert
Возраст: 61 Zodiac: Зарегистрирован: 16.04.2003 Сообщения: 3934 Откуда: Уфа
|
Добавлено: 18 12 2008 13:23 Заголовок сообщения: |
|
|
Для Багиры - просто переспросили бы, что не поняли, без желания выставить себя умнее других. Да и цитату на данном форуме можно правильнее оформить. Иначе получилось, что следующий "Гость" мои слова приписал вам.
В словаре много объяснений, выберу следующие:
Профессионал - человек, сделавший какое-либо занятие своей постоянной профессией.
Профессионализм - высокое мастерство, глубокое овладение профессией, качественное, профессиональное исполнение.
В самом комментарии я зря использовал слово профессионализм. Не все в курсе наших внутренних разговоров и некоторые "профессионализмы" не понимают. Надо было оставить лишь то, что в скобках написАл.
По моим понятиям, замечу, именно моим, а не чьим то, бард не должен зарабатывать исполнением песен на жизнь. Попробую ещё для некоторых уточнить - исполнение песен не должно являться основным доходом. Надо ещё уточнять? Заработок барда не должен быть привязан к оценкам толпы, иначе будет шансон, попса и всякое заигрывание со слушателями, зрителями. Бард - это не актёр, как думают многие. Повторюсь - это моё мнение, которое я ИМЕЮ, каждый пусть думает по своему. Когда использовалось в тексте слово "профессионализм" подразумевалось, что человек, называющий себя бардом, не должен быть профессиональным исполнителем, доведённым до автоматического мастерства совершенством, музыкальным автоматом. Владение голосом, микрофоном, гитарой конечно не помешает - но не это главное. Бард сам по себе должен быть интересной и думающей личностью, человеком, которого хочется слушать и понимать, с кем хочется поспорить и поговорить!
Можно придраться к словам, конечно.. Есть ли такие Барды у наших костров, на маленьких фестивалях? Иногда одних и тех же людей с одной и той же песней, но в разных ситуациях я готов считать Бардами, а иногда назвать попсой. Возможно, это зависит и от моего настроя на определённый момент. Придирайтесь - противоречий куча. _________________ Роберт
Я субъективен! Но и вы - тоже!
КСП "Сентябрь" (Уфа) |
|
Вернуться к началу |
|
|
makeev
Возраст: 74 Zodiac: Зарегистрирован: 29.03.2005 Сообщения: 2688
|
Добавлено: 18 12 2008 17:07 Заголовок сообщения: |
|
|
Если у вас нету мненья
Его не опошлит сосед.
Не будут вас мучать сомненья,
Если у вас,
Если у вас,
Если у вас мненья нет.
Мнееенья нет! _________________ Делай что должен, и будь что будет. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Фарит Гость
|
Добавлено: 18 12 2008 20:29 Заголовок сообщения: |
|
|
Жанр как таковой жив не самыми высокими деревьями, а "подлеском". Будет Миятев, не будет Митяева - это для АП не очень важно. Свято место пусто не бывает. А вот когда народ перестанет приходить на прослушивание городского фестиваля - вот тогда все, кранты |
|
Вернуться к началу |
|
|
Лена Лещинская
Возраст: 49 Zodiac: Зарегистрирован: 20.08.2005 Сообщения: 3750 Откуда: Магнитогорск
|
Добавлено: 19 12 2008 17:51 Заголовок сообщения: |
|
|
Народ, а вы ознакомьтесь с темой "Читать!" (про Седьмую Водолея). А когда отсмеетесь, подумайте, куда у нас романтика девается. Вот уж где полный гуд бай! Узнаваемо до боли. _________________
|
|
Вернуться к началу |
|
|
posadnik
Возраст: 54 Zodiac: Зарегистрирован: 24.12.2007 Сообщения: 578 Откуда: Ульяновск-Москва
|
Добавлено: 24 12 2008 04:23 Заголовок сообщения: |
|
|
Кагановский текст писался в рамках хлесткого оттяга по устаревшим КСПшникам. Старого оттяга, образца 90-х. Очень типично для слишком воспитанных КСПшников - с мазохистским удовольствием смаковать чужую мерзость в свой адрес - сколько слушал умиленных слов о другой мерзоте - чебыкинской "Что такое авторская песня...".
А статья глупая, и написана человеком, который в вопросе совершенно не разбирается, и пересказывает, прыгая с темы на тему, несколько выдранных из контекста мифов о КСП. Скорее всего, чей-то более связный рассказ о том, что это все такое. _________________ ...и с лязгом откинул верхнее веко. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|