Виктор Воронов Гость
|
Добавлено: 16 04 2007 19:51 Заголовок сообщения: Прощание с Грушинским? |
|
|
Новая Газета (Самара) от 16.04.07
Прощание с Грушинским?
«Всем нам хватит воды,
Всем нам хватит земли,
Этой обетованной, желанной,
И колумбовой, и магеланной!»
(В.Высоцкий)
Раз в году, в первые выходные июля, у любого россиянина или гостя страны, поющего свои песни под гитару и не только под нее, появляется шанс если не быть услышанным, то уж услышать других – точно.
Грушинский. Мекка авторской песни. Фестиваль памяти Валерия Грушина. Аналогов ему нет.
Фестивалей-то авторской песни - не сосчитать. Круглый год еженедельно хоть где-то, да проходит минимум один фестиваль – не в Саратове, так в Лос-Анджелесе, не в Томске – так в Вуппертале, не в Балтийске, так во Владивостоке. Вот уже и до Парижа в этом году добралось бардовское фестивальное движение.
Но Грушинский – он особый. Не первый – но главный.
Не с него бардовское фестивальное движение в СССР началось, но только с его появлением оно дотянулось до дальневосточных окраин и охватило всю страну.
А в постсоветские времена - это самый массовый (до 350 тысяч человек достигает население фестивального города) и, пожалуй, самый устойчивый фестиваль. Десятки, если не сотни различных фестивальных проектов за эти годы появились и исчезли.
Грушинский – остается несмотря ни на что.
Несмотря на хроническое отсутствие внятной концепции и четкой организационной структуры. Переживая внутренние кризисы, прорываясь сквозь финансовые и технические неурядицы, фестиваль продолжает существовать.
Он был и остается уникальным социокультурным явлением – некоей самоорганизующейся структурой, живущей по неявным, но вполне осознаваемым им самим законам. Некоей энергетической сущностью, поглощающей и перераспределяющей энергию огромных человеческих масс. И переводящей ее в блаженное ощущение всеобщего праздника и единения, неизбежно возникающее у большинства приехавших на фестиваль.
Все эти годы он остается неофициальным символом Самары и области.
Так было.
Теперь, к сожалению, возможно, придется говорить - ОСТАВАЛСЯ.
На прошлогоднем Грушинском, дай Бог, чтобы о нем никогда не сказали – на последнем, его организаторы объявили, что фестивальная поляна продана. Вместе с фестивалем.
Как сказал Борис Кейльман, бессменный президент Грушинского клуба и главный организатор фестивалей с 1986 года – «На цифре 33 нас распяли».
Покупатель (потом, правда, было уточнено, что не покупатель, а арендатор) фестивальной земли – фирма МЕТА, а заодно и ее директор Н.В. Мартынов, на пресс-конференции были преданы анафеме. И был объявлен сбор подписей под письмом Президенту РФ Путину с требованием вернуть землю Грушинскому клубу…
Фестиваль раскололся.
Несмотря на более чем одиннадцать тысяч подписей, письмо к Президенту РФ не дало практически ничего. Кроме отписки – что торги (в которых, кстати, и сам Грушинский клуб принимал участие) были проведены законно и с соблюдением всех требований. И фирма МЕТА на законных основаниях отныне и на пятнадцать лет – полноправный хозяин земли фестиваля.
Ответ для Грушинского клуба неприятный, но внятный, и из него следует одно – надо договариваться.
Тем более, что господин Мартынов и публично, и в кулуарах – везде однозначно говорит, что сохранение и улучшение Грушинского фестиваля – главная цель его участия в этих торгах. Потому он и выложил втрое больше денег, чем предлагал на торгах Грушинский клуб.
Но так случилось, что ультиматум «все или ничего» был предъявлен Борисом Кейльманом до начала переговоров, выяснения позиций сторон и без попыток договориться.
Не ставился вопрос – как провести фестиваль в 2007 году. Главное - его может проводить только и исключительно Грушинский клуб.
Вот фестиваль и раскололся. Даже не надвое.
Получились три основные осколка-позиции.
Первая под лозунгом: «Кто не с нами – тот против нас!». Как всегда, это абсолютно тупиковая позиции. Но, к сожалению – самая действующая.
Сторонники той и другой стороны перетряхивали старые брезентовые полотнища, пересчитывали свежие баннеры и бередили старые раны и свои, и чужие…
Традиционная российская война компроматов.
В пылу борьбы всплывали и всплывают совсем уж забытые и изжитые обиды и конфликты. Людям припоминались давние и не очень грехи как морально-нравственного, так и питейного, да и просто финансово-недоказуемого роду…
И уж совершенно абсурдным выглядит демонстративное «изгнание» из Грушинского клуба Исая Львовича Фишгойта - одного из отцов-основателей клуба и фестиваля. Исключение было проведено заочно - Исай Львович о нем узнал из письма, направленного ему Грушинским клубом как раз в дни, когда патриарх фестиваля праздновал свой 80-летний юбилей… Такой вот подарок своеобразный.
А уж написано за этот год о Грушинском фестивале и клубе пожалуй, поболей, чем за многие годы.
Пока же реальный результат этого противостояния один: готовятся два Грушинских фестиваля – один «по версии клуба», правда, пока непонятно где, но зато при поддержке худсовета во главе с Олегом Митяевым. Второй – «по версии МЕТЫ». При поддержке Творческого объединения «Самарские барды» во главе с Петром Старцевым (вот и когда-то знаменитый дуэт Старцев-Митяев – нынче по разные стороны баррикад).
Помимо этого есть еще обладатель авторских прав на брэнд «Грушинский фестиваль» - Московский Фонд имени Валерия Грушина. Один из его соучредителей – Грушинский клуб, и – соответственно, клуб считает, что брэнд принадлежит только клубу.
А вот соучредитель и директор Фонда Михаил Грушин (племянник Валерия Грушина), считает иначе и предоставляет права на брэнд фирме «МЕТА» для сохранения фестиваля на прежнем месте.
В том, чьи права правее, могут в итоге разобраться только юристы. Или суды. Но это, наверное, не самое страшное.
Страшно то, что фестиваль памяти погибшего товарища превращается (или уже превратился?) в предмет торга и вражды. Страшно то, что люди, важные и нужные друг другу, оказываются по разные стороны каких-то идиотских баррикад. Мир и вообще – тесен, а уж мир авторской песни…
Уже есть прецеденты, когда обе «воюющие» стороны озвучивают согласие на участие в «своем» фестивале одних и тех же людей.
Да и как иначе. Достаточно многие неизменные участники фестиваля, активно на нем работающие многие годы, входят как в Грушинский клуб, так и в «Самарские барды». И не видят они смысла рвать отношения с кем бы то ни было. Потому что для этих людей главное пока – все-таки песня.
Они занимают третью позицию: попытаться встать над ситуацией и - сохранить фестиваль. Не любой ценой – но сохранить. Им сложнее всего, этим людям.
Впрочем, если цена окажется слишком велика – то можно просто уйти с фестиваля. Навсегда или до прояснения.
Но это не выход. Это исход.
Большинство же постоянных участников фестиваля, как слушателей, так и поющих, заняли вторую позицию: «Летом в привычные дни приедем на поляну – а кто там и что там проводит – разберемся на месте.»
Впрочем, сколько бы осколков и позиций ни было – ясно, что Грушинский фестиваль раскололся и борьба за него приобретает все большие масштабы.
Меж тем в этой борьбе забыты всеми сторонами очень важные вещи.
Во-первых, «МЕТА» не первый претендент на Грушинские земли.
Уже несколько лет, как земля была передана то ли в аренду, то ли в оперативное управление, то ли в собственность (история вполне туманная, законы с тех пор не раз менялись, но сейчас это и неважно) некоей фирме «Самара-Гео». Вроде как это было государственное унитарное предприятие. И борьбу за землю Грушинский клуб этой фирме тоже проиграл. Но так сложилось, что фирме земля не понадобилась и собственно борьбы так и не случилось. И Грушинский клуб это несколько лет почему-то вполне устраивало. Но бесконечно так продолжаться не могло.
Ведь, собственно, торги, выигранные «МЕТОЙ», и были проведены из-за того, что Самара-Гео то ли обанкротилась, то ли просто перестала существовать. Ходят слухи, что ее и вовсе не было толком. Но факт тот, что поскольку «хозяин» у земли несостоятелен оказался, землю вновь выставили на торги.
В такой ситуации претензии предъявлять собственно, к «МЕТЕ» – вряд ли верно. Ведь организатор торгов – не она, а областные власти.
С чего вдруг из всех неприкаянных земель самарской области понадобилось именно территорию Грушинского фестиваля выставлять на торги – вопрос не к добросовестному арендатору, выигравшему эти торги.
Ситуация с землей возникла задолго до появления МЕТЫ. И задавать вопросы надо было до того и тем, кто организовал эти торги.
Но и теперь– почему-то так и не задан вопрос: «А зачем и почему выставлена именно эта земля на торги?» Сделать крайней МЕТУ, наверное, проще. «Злобный капиталист Мартынов» - более внятный и безопасный объект для борьбы, нежели те невнятные и неконкретные теневые фигуры власть предержащих, которые и создали ситуацию.
В праведном гневе, наверное, проще бороться со следствием, чем с причинами.
Причина же, если вдуматься, непонятна вовсе. Для бюджета столь продвинутой и финансово состоятельной области, как Самарская, три с небольшим миллиона рублей, выплаченных МЕТОЙ, вряд ли существенны.
А если не забывать, что Грушинский фестиваль – это визитная карточка и гордость Самары и региона – то позиция властей абсолютно непонятна.
О кризисе самого Грушинского фестиваля последние годы не говорил только ленивый. Вопрос не только в сохранении жанровой принадлежности и традиций. В последние годы стихийность организации работы сцен привела к тому, что они стали практически автономными – и что там происходит на дальних тольяттинских сценах или на той же «Экспедиции» - оргкомитету практически не было дела. Руки не доходили даже до близких Первой сцены и «Междуречья». Да и главный концерт фестиваля - на гитаре – все более превращался в показательно-развлекательное шоу. О том же, что когда-то основной интригой его был все-таки конкурс и финал проводился на гитаре – забыто давно. Видимо, так удобнее – все предсказуемо и управляемо…
А уж про торговую поляну и говорить не хочется. Давно с нее выдавлены за околицу продавцы турснаряжения и всяческих самоделок-поделок. Главенствует еда и выпивка всех сортов и ценовых вариаций. Впрочем, выпивку можно купить много где и вне торговой поляны – стихийные «точки» появляются и исчезают то там, то тут в самых разных местах – по дороге на пляж, на потаенных тропинках и главных магистралях фестивального города…
Самыми же заметными на территории фестиваля оказываются не песенные сцены или костры, а монстроподобные лагеря спонсоров. Именно они занимают главные места на большой фестивальной поляне.
Рекламные акции и шоу с раздачей всяческой халявы от спонсоров зачастую заметнее собственно концертов на эстрадах.
И повсеместное засилье неприступных лагерей всяческих VIP-персон, силовиков и Бог весть кого еще, в которые лучше не соваться простому фестивальному жителю.
Для того же, чтобы человеку поющему оказаться на сценах фестиваля, нужны немалые усилия. Какой-либо логичной и понятной и прозрачной системы формирования концертной программы фестивальных площадок нет.
В результате за последние несколько лет в Грушинском прекратили участвовать многие знаковые в этом жанре люди.
Безусловно, что во многом нынешняя ситуация земельного конфликта лишь обострила, выявила и ускорила кризисные процессы самого Грушинского фестиваля.
После эйфории активного сбора подписей под письмом Президенту и девятимесячного ожидания «вот приедет барин, барин нас рассудит», Грушинский клуб оказался в непростой ситуации.
Получив моральную поддержку со Стороны «расширенного худсовета», клуб так и не вышел на переговоры с МЕТОЙ, начав вместо этого судебную эпопею.
Впрочем, МЕТА тоже не осталась в долгу и в ответ на ультиматум худсовета и Грушинского клуба выдвинула свой не менее ультимативный ультиматум: какие-либо переговоры возможны только после принесения лично Борисом Кейльманом извинений.
На прошлой неделе появлялась вероятность «примирения» сторон: 3 апреля Администрация города Самары собрала участников конфликта, и Грушинскому клубу было предложено войти в оргкомитет по подготовке и проведению XXXIV Фестиваля равноправным партнером.
Это предложение Клуб рассмотрел 9 апреля на своем общем собрании. Решение собрание носит достаточно ультимативный характер и практически не оставляет шансов на совместную деятельность сторон.
Между тем, если откинуть проблемы ущемленного самолюбия и свернувших финансовых потоков (споры о том, прибылен или убыточен фестиваль – самая скользкая часть происходящего, я не экономист, я песенки пою, потому верю, что все говорят правду, и не в деньгах дело), ничего необратимого пока не произошло.
Если действительно объединиться, и не вокруг борьбы за землю, а вокруг проведения фестиваля – его можно провести, и провести красиво и чисто.
Его и надо провести красиво и чисто. Ведь в нынешнем году 40 лет со дня гибели Валерия Грушина. В следующем – 40 лет самому фестивалю.
Есть предложение от первогрушинцев Льва Сандлера и Исая Фишгойта собрать в этом году на поляне участников Первого Грушинского.
Есть мнение Александра Городницкого о том, что пришло время передать фестиваль более молодым. Так не надо передавать, надо всем вместе делать фестиваль.
Есть предложение вернуть на фестиваль туристскую песню – и есть кому это сделать.
Еще можно вернуть на фестиваль тех, кто с него ушел в последние годы.
Пока еще можно.
Еще можно удержать тех, кто готов уйти, хотя фестиваль им действительно дорог.
Еще не поздно взяться за руки.
Потенциал Грушинского фестиваля огромен, востребован и его надо реализовать.
И если он Всероссийский фестиваль – так он может и должен стать действительно ВСЕРОССИЙСКИМ ФЕСТИВАЛЕМ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ.
ИМЕНИ И ПАМЯТИ ВАЛЕРИЯ ГРУШИНА.
Имя и память – они принадлежат всем, кто помнит.
Виктор Воронов
. |
|