makeev
Возраст: 74 Zodiac: Зарегистрирован: 29.03.2005 Сообщения: 2688
|
Добавлено: 1 09 2020 23:47 Заголовок сообщения: ЧТАП? |
|
|
ЧТАП?
Уже смешно, правда? Авторская, Самодеятельная, Туристская, Патриотическая (!), Личностная, Поэтическая т.п - вопрос то жёваный - пережёваный, бесперспективный и надоевший. Ну и ладно, можете дальше не читать. А тем, кто ещё не потерял надежды на прояснение, хочу предложить ещё один вариант ответа.
Всем известно такое явление как "народная песня", о которой много чего написано, не буду повторять прописные истины. Отмечу только, что это слишком общее понятие обычно подразделяют на более конкретные категории. Солдатские, крестьянские, казачьи, студенческие, матросские (матросы мне пели про остров...), мещанские, и блатные конечно нельзя не упомянуть, и т.д. Не знаю, можно ли их относить к искусству, это пусть специалисты решают, а сочинялись они для узкого круга и для непосредственного исполнения внутри этого круга, отражали их специфические интересы, переживания, обстоятельства и служили ещё и неким маркером свой-чужой: наши песни знаешь, с нами поёшь - значит наш. Вот сюда я отнёс бы и Авторскую Песню. (Бог с ним, пусть будет это название, оно значит не больше любого другого). Остаётся только найти ту "корпорацию", тот слой населения , который её породил.
А долго искать и не придётся, мы все его конечно знаем. В 30е 40е годы в СССР была побеждена неграмотность, и резко расширился круг образованных людей. Люди "от сохи, от станка, от серпа и молота" и пр. становились врачами, инженерами, учёными, учителями. Возникла новая интеллигенция, интеллигенция в первом поколении, которая конечно сильно отличалась от интеллигенции старой, Чеховско-Булгаковской. Они были более деятельны, оптимистичны, самоотверженны, более многочисленны, ближе к реальной жизни, по большей части верили в коммунистические идеалы и строили новый мир. И конечно им нужны были новые средства самовыражения. У интеллигенции "старой" были сентиментальные романсы, были Вертинский, Козин, Лемешев с Козловским и т.п., что для новой формации конечно совершенно не подходили. И появились Агранович, Окуджава, Анчаров, Визбор, Городницкий - и очень многие другие. Появилась новая песня, которая в короткий срок приобрела огромную популярность, стала модной.
Но тут произошло то, чего раньше никогда не было. Прежние "корпоративные" авторы, иногда известные, чаще анонимные, всегда существовали параллельно профессионалам и не лезли в сферу их интересов. У одних филармонии, салоны, пластинки, позже ТВ и радио, у других - застолье, улица, дружеский круг, кухня, костёр и т.п. Никак они не пересекались и всем было хорошо. А эта новая, "авторская", стала вдруг нарушать это неписаное правило, которого придерживались поначалу и барды первого поколения. А когда пришли барды второй волны, они вдруг захотели конкурировать и даже конфликтовать с профессионалами. По причине, как мне кажется совершенно банальной - из тщеславия. Они решили, что раз есть талант и успех, то быть ещё кем-то кроме как "автором", числиться врачом или МНСом это низко, и надо потеснить профессиональных музыкантов. А когда у одного корыта становится тесновато, естественно возникает толкотня, и это наверное основная причина так называемых гонений на АП. Ведь именно маститые поэты и композиторы перекрывали "самодеятельным" путь в свои союзы, студии, залы и типографии. Впрочем, была и другая - пользуясь модой и популярностью АП к ней примазались диссиденты, а это конечно уже была причина для прямых репрессий. Первобарды, а главное первые поклонники АП конечно не приняли бы их в свой круг, но во втором и тем более в третьем поколении критерии уже стали размываться. Авторская песня "развивалась" границы расширялись, этическая сторона творчества, смыслонаполнение, вера- надежда- любовь и прочая романтика стали не обязательны. В современном "Шансоне" АП прекрасно сосуществует с блатной песней, и никого это не коробит. Но тем не менее популярность АП по инерции ещё росла, "барды" победили в этой борьбе и наконец успешно влились профессиональную эстраду. Тем самым полностью оборвав свои корни. И появилась странная корпорация таких вроде как бы артистов, но вроде и не артистов, вроде профессионалов, но каких-то особенных, как бы не таких как все.
А тут пришла ещё одна беда, которую уж никак не ждали. Возможно ещё и не все заметили, что где-то с середины 80х люди вообще п е р е с т а л и п е т ь! Не поют в семейных и дружеских застольях, юбилеях, не поют на свадьбах, не поют пьяные на улице, не поют туристы у костров, не сидят во дворах пацаны с гитарами. Песня ушла от людей. Она теперь только предмет для в ы с т у п л е н и я. Её больше не поют, а исполняют! Мальчики и девочки которые сейчас ещё берут в руки гитару готовятся не петь для друзей, а выступать где-нибудь и записывать диски. Другого интереса нет. И оставшиеся ещё кое-где КСП именно на это их и ориентируют. Короче говоря понятно, что если люди не поют, то и народной песни, и АП как её разновидности, больше быть не может. Теперь АП, как и вся народная песня существует как памятник прежних времён, а "современная" только в виде ретро стилизации. И вряд ли в ближайшее столетие что-то изменится.
_________________ Делай что должен, и будь что будет. |
|