Robert
Возраст: 61 Zodiac: Зарегистрирован: 16.04.2003 Сообщения: 3934 Откуда: Уфа
|
Добавлено: 5 08 2015 21:08 Заголовок сообщения: Башкирия: Старейшина жанра об АП |
|
|
Скопировано: http://u7a.ru/articles/society/10033
===============================================
Башкирия: Старейшина жанра об авторской песне вчера и сегодня
Лев Малых считает, что из неё ушёл социальный протест. А творчеством доказывает, что искусство приносит максимум морального, минимум материального удовлетворения.
Неформат идеологии
- Лев Александрович, как пришли в авторскую песню?
- Мама привила любовь к музыке. До 14 лет никакого инструмента в руки не брал. А в 1961 г. впервые услышал затёртые записи песен Окуджавы. С той поры началось. Потом туризм. А это, естественно, песни у костра. В 1974-м впервые взял в руки гитару. Тогда же Вадим Лысенков, первый председатель клуба, сказал: «Ребята, пора». И создали первый башкирский клуб авторской песни «Сентябрь», я один из его основателей. Он несколько лет существовал при республиканском туристическом клубе «Орион» в подвале. Потом мы обитали в ДК завода РТИ. Затем Пётр Шеин, легендарный директор ДК «Нефтяник», взял нас к себе.
- Как развивался этот жанр в нашей республике?
- Как и в СССР, на рубеже 70-80 годов он пережил тяжёлые времена. Не входил в формат советской идеологии. Авторская песня в 70-е вообще была агрессивной, выступала против режима. Вспоминаю фестиваль в Чебоксарах в 1976 г. В кулуарах притащили записи Александра Галича, Михаила Анчарова. Буквально через три часа пришли люди «оттуда», записи изъяли. Чтобы исполнить песню, нужно было «залитовать» текст. Решалось, пригодно с точки зрения советской идеологии исполнение произведения или нет. А ведь творчество рамок не терпит.
- А что было угодно властям?
- Что-нибудь сладенькое. Ничего о политике. Никаких международных отношений. Не дай Бог, вспомнишь войну в Афганистане. Приветствовался романтизм комсомольских строек, песни о путешествиях.
- Сами с чем на сцену вышли?
- Начинал с исполнения песен Булата Окуджавы, Юрия Визбора. Всё время искал хорошую поэзию. Нашёл строки, а на них уже кто-то песню написал. Бывает, произведение качественное, но не трогает струны души. Потом стал сам писать тексты. Мы с квартетом клуба «Сентябрь» стали лауреатами Ильменского фестиваля с песней «Осень в Хатыни». Она у меня родилась за два часа со стихами и мелодией.
В основном у меня лирика.
- Ну, например, «Маленький осенний вальсок». Парк. Падают листочки и шуршат диалогом:
Помнишь, как всё начиналось?
Сад был полон неги и света.
В это чудесное лето
Рано зацвёл рассвет.
Нынче так мало осталось.
Падать, да северный ветер,
Что прилетит на рассвете,
Надо спешить за ним.
В авторской песне ассоциативные стихи. Не прямо говорящие: «Вот она, любовь».
- Песней на жизнь заработаешь?
- В авторской песне 50 лет. За всё время получил как приз глиняный горшок. А это какой труд: собрать ансамбль, людей, подготовить зал, собрать аудиторию. И всё на бесплатных началах.
- А есть у вас своя изюминка?
- У меня был прекрасный педагог, джазовый музыкант Марк Грахов. И в моём аккомпанементе появился джазовый акцент. Очень интересно получилось. Всегда считал, что настоящее творчество начинается с взаимопроникновения жанров. Искать в старом бесполезно. Всё уже сделано. А как меня били за нарушение чистоты жанра: «Мы только на четырёх аккордах играем!»
Бездуховность в моде
- Почему этот жанр стал прибежищем только интеллектуалов?
- Я бы так не сказал. Возьмите любую семью, обязательно кто-нибудь нашу песню вспомнит. Везде есть свои исполнители. В Нефтекамске это Валера Силин и ансамбль «Тройник», в Октябрьском - Наиль Аглиуллин и Тагир Мамлеев, в Белорецке - Пётр Фетчун. Авторская песня как явление расширялось. Но не с точки зрения географии. Больше становилось потребителей этой культуры. У нас в республике проходят фестивали «Агидель», «Малиновый аккорд» под Белорецком, «Лесной микрофон» в Межгорье, детско-юношеский фестиваль «Капель» в Уфе. Сейчас сотрудничаем с уфимским джаз-клубом. Многих коллег по цеху знают по всей стране. Это Володя Колесников, Алексей Смоляр, Виктор Кузьменко - его стихи очень музыкальны.
- Почему поколение NEXT к вам не идёт?
- Молодёжь сегодня трудно вытянуть из подворотен. В уфимском клубе авторской песни «Белый ворон» молодых не больше десяти. Ещё и «опопсели» все. В моде сегодня бездуховность. Да и у некоторых моих коллег пятаки в глазах. На первом плане музыка, а не слово.
- Можно сказать об особом стиле авторской песни у нас?
- Её нельзя оторвать от атмосферы, которая вокруг неё сложилась. Есть гениальные личности, которые наложили отпечаток на творчество всех исполнителей.
- Вы старейшийна авторской песни региона. Есть ли разница между тем, что было полвека назад и сегодня?
- Разница огромная. Сейчас необыкновенно усложнились инструментализм и поэтическая составляющая. А социальная уходит на второй план. Начиная от Чешских событий 1968 года и до конца 90-х ещё что-то просматривалось. Сейчас этого нет, сегодня упор в интимную сторону.
- 2015-й объявлен Годом литературы. Власть вам, самодеятельным поэтам, помогает?
- Нет. Но и не мешает. Мы огромный пласт местной поэзии. Что-нибудь издано из нашего в Башкирии? Ничего. Есть полусамодеятельная газетка. Там публикуют новые стихи. Чиновничество очень инертно. В 2004 г. клубу «Сентябрь» исполнилось 30 лет. Но дата прошла мимо нашего Минкульта.
ДОСЬЕ
Лев Малых.
Родился в 1941 г. в Уфе. К авторской песне пришел в начале 60-х. Участник Всесоюзного фестиваля авторской песни им. В. Грушина, дипломант и лауреат Ильменских фестивалей (1975, 1978, 1989 гг.). Член оргкомитета почти всех городских и республиканских фестивалей и конкурсов в Башкирии.
Алексей ШУШПАНОВ, Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты» _________________ Роберт
Я субъективен! Но и вы - тоже!
КСП "Сентябрь" (Уфа) |
|