КСП УФА

Поговорим
На АПушке
С.Воложин Магическая дата создания

 
Открыть новую тему  Ответить    Все разделы -> Теоретизмы
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Robert



Возраст: 61
Zodiac: Virgo
Зарегистрирован: 16.04.2003
Сообщения: 3934
Откуда: Уфа

СообщениеДобавлено: 16 05 2014 13:43    Заголовок сообщения: С.Воложин Магическая дата создания Ответить с цитатой

Прислали разбор одной песни Булата Окуджавы. Решил выложить на форуме. Тем более, что автор не против.


===================================
Соломон Воложин.
art-otkrytie.narod.ru

Можно разбор песни начать с разговора о себе?

Мне это нужно, потому что я избрал себе в безбрежном море литературоведения и искусствоведения несколько правил, довольно мало применяемых, и нужно их знать, чтоб меня понимать. Так что этот разговор нужен и для читателя.

Ну, я буду перемежать, чтоб не скучно было, разговор о себе с разговором о песне.

Во-первых, я дату создания считаю одним из элементов произведения. Так если я верно когда-то определил, что Окуджава начал расставаться с левым шестидесятничеством в 1963 году, то песни, до того созданные, вероятнее всего будут вдохновлены ещё левым шестидесятничеством. Идеалом самоуправления, если одним словом. В пику тоталитаризму в СССР, - если ещё несколько слов добавить, - с целью исправить социализм, заболевший тоталитаризмом.

Во вторых, я считаю, что произведение неприкладного искусства имеет обязательно скрытый, причём единственный, художественный смысл. В-третьих, что он нецитируем. В четвёртых, авторские песни шестидесятников в большинстве своём являются произведениями с этим самым художественным смыслом. Некоторым доказательством тому может служить количество разборов, подтвердивших эти мои утверждения.

А теперь обратимся к окуджавской песне:

Ах, война, она не год еще протянет —
На то она и война.
Еще много километров портянок
Выкроят из полотна.

Встанет, встанет над землей радуга.
Будет мир тишиной богат.
Но еще многих всяких дураков радует
Бравое пенье солдат.

И потому, знать, за щедро пролитые
за жизни, за радость живых,
трехлинеечки четырежды проклятые
бережем как законных своих.


Дату её создания (1959) я нашёл в http://teksty-pesenok.ru/rus-bulat-okudzhava/tekst-pesni-ah-vojna-ona-ne-god-eshhyo-protyanet/1756183/ . Искать её мне пришлось, чтоб скоренько что-то возразить оппоненту (в связи с евромайданом на Украине), сославшемуся на эту песню, и путающему оранжевые революции (меньшинства и без смены формы собственности) с революциями (большинства и со сменой формы собственности). Чтоб возразить скоренько, я не нашёл ничего лучшего, как поверить, что оппонент верно почувствовал пафос Окуджавы (раз), и поблагодарить оппонента (два), что узнал, благодаря ему, что дата измены Окуджавы левому шестидесятничеству, оказывается, не 1963-й, а 1959-й.

Возразить-то я возразил. Последнее слово осталось за мной. Но у меня кошки на душе заскребли. Я-то с песней не разбирался (а открыть художественный смысл – это почти всегда трудное дело). И потом… Что-то слишком мало, получалось, выпало Окуджаве быть левым диссидентом, просоциалистом. Он же стабильно писать песни начал с 56-го. – Только три года продержался. Мало, думаю. – И решил проверить песню сам.

В звучании, оказалось, песня поётся как шуточная солдатская-де времён Первой мировой войны. Во-первых, этот легкомысленный наигрыш. Во-вторых, это насмешливо протяжное и простонародно-искажённое «протяни-и-ит». В-третьих, этот залихватский распев (один слог на две ноты): «мно-ого». Это привольное «километаров»… Это играющее ударение на согласную «т» и исчезновение гласной «а»: «И пат-таму, знть»… И, наконец, эта словесная маркировка времени: «трехлинеечки». Это винтовка Мосина, принятая на вооружение в 1891 году. И хоть ею пользовались и в Отечественную, но слова «бережем как законных своих» намекают, что ею попользуются и после войны стран – в гражданской войне, против помещиков и капиталистов. Чувствуется, что это – отравленный большевистской пропагандой солдат поёт. Тот, который не разоружившись бросит фронт и пойдёт домой – отнимать у помещика землю.

Но если вы, читатель, и не настолько исторически образованы… Может, почувствуете, что есть противоречие между негативом к силе: «Ах, война, она не год еще протянет — / На то она и война», «трехлинеечки четырежды проклятые» (1) и позитивом к ней же : «бережем как законных своих» (2)? – Правда, есть?
Вот столкновение этих противоречий и даёт возвышение чувств (3), не выразимое словами переживание (катарсисом называемое; он подсознательный). Если его попробовать осознать и повезёт (4), вас озарит, что самоуправление воспел Окуджава. Это и есть художественный смысл, нецитируемый. Слова «самоуправление» нет в тексте песни.

Солдату на фронте не было известно будущее: что он фронт бросит, что землю у помещика отнимет, что Октябрьская революция это закрепит. Но он знал, что так же (про фронт и землю) думает и вся его рота, и полк, и дивизия, и фронт. И оттого – эта весёлость и шутливость песни.

В стране и в самом деле наступило царство самоуправления сразу после революции.

«Официальный лозунг „Вся власть Советам" облегчал этот процесс, позволяя региональным советам различных уровней — краевым, губернским, уездным и даже волостным и сельским — требовать независимой власти над подчиненными им территориями <…> Существовало летом 1918 года по крайней мере 30 „прави-тельств"... Края и губернии, в свою очередь, распадались на более мелкие административные единицы, самой важной из которых была волость... Крестьяне одной волости, как правило, отказывались делить награбленную собственность с крестьянами соседней»» (Ахиезер. Россия. Критика исторического опыта).

Нужно было быть левым шестидесятником, Окуджавой, чтоб этот момент, пусть и не вполне осознанно, засечь и иметь в качестве идеала, согласно с которым ещё до наступления коммунизма, то есть при социализме, в какой-то мере, может, во всё возрастающей мере, должно чувствоваться развитие к самоуправлению, чего категорически нет в так называвшемся реальном социализме. Нет! А должно быть! И будет, - думал, наверно, Окуджава, и потому таким оптимизмом веет от этой песни. Так же думали когда-то миллионы, - думал, наверно, Окуджава. – Они ж не забыли. Были трудные времена, пришлось упирать на централизм. Но вот совсем трудные времена прошли. Самое время вспомнить золотое былое! Тем более что вот уж три года, как покончено с культом личности Сталина, этим воплощением централизма без просвета к самоуправлению.

В эти дни (воссоединение с Крымом) опять наступили трудные времена. И есть даже подозрение, что в целях укрепления авторитаризма – может, по предложению Суркова – в какой-то день был взят курс на полнейшее невмешательство в дела Украины, чтоб там захлебнулись от противоречий, чтоб воспользоваться и воссоединиться с Крымом, чтоб Запад ополчился, чтоб было против кого консолидироваться. И, может, мой оппонент, опасающийся возврата к сталинщине, потому и прибег к буквальным словам Окуджавы: «Но еще многих всяких дураков радует / Бравое пенье солдат». Оппонент же не знает, что художественный смысл нецитируем.

Ну, слава богу, что он не знает и ошибся. Зато мне с его подачи удалось ещё одну песню Окуджавы глубоко разобрать.

Но вообще-то было б хорошо, чтоб уже как-то начали люди знать про нецитируемость.

19 марта 2014 г.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
makeev



Возраст: 74
Zodiac: Sagittarius
Зарегистрирован: 29.03.2005
Сообщения: 2688


СообщениеДобавлено: 16 05 2014 22:04    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ну положим, правое\левое шестидесятничество Окуджавы сегодня мало кого волнует, и меньше всего наверное "продолжателей традиций" - бардовской Новой Волны! Кривляка
А трудные времена... Надо всё же отличать причину от повода. Крым - повод. А причина - само существование России. Пока Россия не развалится на мелкие части, враждующие меж собой мелкие "независимые свободные либерально-демократические государства" - поводы будут возникать. До Петра России вроде и вовсе не было для запада, а начиная с наполеоновского нашествия Россия стала врагом для Запада, независимо от изменений её внутреннего строя и идеологии.

_________________
Делай что должен, и будь что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Воложин





Зарегистрирован: 17.05.2014
Сообщения: 3


СообщениеДобавлено: 17 05 2014 13:03    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

"Ну положим, правое\левое шестидесятничество Окуджавы сегодня мало кого волнует, и меньше всего наверное "продолжателей традиций"".

Не хотелось бы согласиться. Потому что. Если верно, что левые шестидесятники были за излечение социализма... То сегодня становится актуальным спасение от капитализма. Который я для себя переназывааю так: КОМФОРТ. Он базируется на неограниченности материального прогресса. А тот приведёт к смерти человечества от перепроизводства. Случайно оказалось, что лозунг прежнего коммунизма, базировавшегося тоже на неограниченном материальном прогрессе, надо лишь чуть поправить: "Каждому - по РАЗУМНЫМ потребностям!" - Только такой коммунизм спасёт человечество. А правое шестидесятничество было за комфорт. Что такое Новая Волна, я не знаю. Но подозреваю, что если её мало интересует упомянутое, то это практически - быть за комфорт, быть вписанным в общество потребления.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
makeev



Возраст: 74
Zodiac: Sagittarius
Зарегистрирован: 29.03.2005
Сообщения: 2688


СообщениеДобавлено: 17 05 2014 21:07    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Наверное это правильно. Только к сожалению слово "коммунизм" стало пугалом для большинства даже и не совсем глупых людей! Подмигивание И на этой фобии проросла новая язва - безграничный либерализм, который подрывает у нормальных людей имидж демократии вообще. Наверное вместо "коммунизм" нужен какой-то новый термин, с тем же содержанием, но в другой форме.
И кстати, старый Советскиий тезис о загнивающем Западе ведь начал обретать конкретные черты! Мистер Зеленый

_________________
Делай что должен, и будь что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Воложин





Зарегистрирован: 17.05.2014
Сообщения: 3


СообщениеДобавлено: 19 05 2014 10:51    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Либерализм не на фобии к коммунизму вырос, а на экономике. А новый коммунизм победит не по Марксу, а по Прудону - вседоговором. Не силой. Вот тут и место России во главе человечества. Так как менталитет, хорошо описываемый афоризмом Феофана Затворника: не дело, а настроение сердца. Если прав был Александр Зиновьев, что роль экономики переходит к информации, то бардам надо б подхватить прокоммунистический посыл левого шестидесятничества и продолжить воспевать - теперь - Новое Возрождение, Новый Коммунизм, вседоговор.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Robert



Возраст: 61
Zodiac: Virgo
Зарегистрирован: 16.04.2003
Сообщения: 3934
Откуда: Уфа

СообщениеДобавлено: 19 05 2014 13:04    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Воложин писал(а):
бардам надо б подхватить прокоммунистический посыл левого шестидесятничества


Сейчас барды - единоличники, индивидуалисты, они работают на себя.
А коммунизм, утрировано, это главенство общества, на которое все работают.

Существование вне официальной системы - лишь это, имхо, может возродить утерянный дух авторской самодеятельной песни.

Мне кажется, пока совсем не понятно, к какому общественному строю должно стремиться человечество.

_________________
Роберт
Я субъективен! Но и вы - тоже!
КСП "Сентябрь" (Уфа)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
makeev



Возраст: 74
Zodiac: Sagittarius
Зарегистрирован: 29.03.2005
Сообщения: 2688


СообщениеДобавлено: 19 05 2014 22:29    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Согласен с Робертом. Бардам надо бы подхватить, но не подхватят. Барды прогнулись таки под "изменчивый мир".
Чтобы нести новые идеи нужны новые люди, и дай бог, чтобы им нашлось новое обозначение. Слово "Барды" уже потёрлось и замызгалось! Подмигивание

_________________
Делай что должен, и будь что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ВераНиКа





Зарегистрирован: 22.12.2006
Сообщения: 2043


СообщениеДобавлено: 20 05 2014 04:16    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А я согласна и с Робертом, и с Анатолием.

Robert писал(а):
к какому общественному строю должно стремиться человечество


Мне кажется, нужно стремиться к тому, чтобы соблюдать заповеди... первая "не убий", вторая "не укради" и далее по списку. Уже двух первых хватило бы, чтобы мир кардинально изменился...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Воложин





Зарегистрирован: 17.05.2014
Сообщения: 3


СообщениеДобавлено: 28 05 2014 11:21    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ну что. Грустно.
Но я надеюсь, что по мере осознавания, что смерть человечества близится из-за капитализма с его неограниченным прогрессом, что-то похожее на левое шестидесятничество с авторской песней в том числе возродится. История повторяется.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
makeev



Возраст: 74
Zodiac: Sagittarius
Зарегистрирован: 29.03.2005
Сообщения: 2688


СообщениеДобавлено: 28 05 2014 23:04    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Жаль только жить в эту пору прекрасную
Уж не придётся ни мне, ни тебе. Мистер Зеленый

_________________
Делай что должен, и будь что будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Открыть новую тему  Ответить    Все разделы -> Теоретизмы Часовой пояс: GMT + 5
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы