Лисенок Гость
|
Добавлено: 16 02 2004 01:30 Заголовок сообщения: Старое, но актуальное: Саша Мичурин об авторской песне |
|
|
Мнение.
Скажите, как «в двух словах» объяснить несведущему человеку, кто такой Александр Мичурин? И кто такой бард вообще – поэт, композитор, может быть, все вместе, а может, что-то третье?
Александр Мичурин, скорее всего, в первую очередь – импровизатор. Человек, испытывающий потребность поделиться тем, что «пришло сверху». И вообще, бард – это такой человек, которого жжет искра Божья. Поэтому он не может не творить.
Поэт – это, наверное, слишком высокая планка. По крайней мере, я для себя не могу решить, что до этой планки дорос. При этом я встречал и таких людей, которые совершенно уверены: поэт – это человек, которому хватает смелости признавать свое творчество настоящей поэзией. Естественно, им-то смелости хватало. Хотя… чем, в таком случае, поэт отличается от графомана?
Мало того, наверное, я и не бард в полной мере. Ведь бард – это такая же «высокая планка». Я понимаю, что людям нравятся некоторые мои песни – ну, может быть, многие, - но ведь бард гораздо больше и выше, чем исполнитель любимых песен. Это, в моем понимании, что-то вроде святого, гуру. Недаром помянута была искра Божья.
А Александр Мичурин, если уж на то пошло, возможно, поэт в душе. И бард, по мнению окружающих. Но по профессии – вряд ли. Я больше всего музыкант. Может быть, смешно, но по большей части я пишу тексты просто для того, чтобы не забыть мелодию. Такое своеобразное понимание авторской песни.
Так значит, для Вас авторская песня…
…Преобладание музыки над текстом. Хотя как-то принято, что во главу песни, если она «авторская», ставят текст. Что мне совершенно не нравится. «Паучок» - это текст? А пусть кто-то скажет, что это не авторская песня.
Вообще, конечно, в «двух словах» авторская песня… Это самовыражение. Мне нравится песня, и я чувствую право называть ее «авторской», когда исполнитель поет то, что сам сотворил. Мне очень хотелось послушать Никитина в его недавний приезд, но на концерте он был… не в форме, что ли. Последние его вещи несколько тяжеловесны. Может быть, конечно, это новое понимание, мудрость, пришедшая с возрастом.
Еще, что касается авторской песни, никогда не любил делить ее на жанры. Это то-то, это другое… Никитин, как бы там ни было, мой кумир, и все его песни вне зависимости от жанровой принадлежности остаются авторскими. Башлачев, например – это бард-рок. Как отнестись к такому жанру? Это авторская песня или нет? А что есть Окуджава? Потом, Гребенщиков, Макаревич – это тоже барды! Одним словом, критерий «авторскости» - это отношение к песне, проявление себя в песне и… состояние души при исполнении.
Сейчас в Уфе все больше говорят о кризисе авторской песни. Чувствуете ли Вы какие-то его признаки?
Возможно. Смысл разговоров о кризисе, если воспринимать их серьезно, в том, что сегодня в жанре авторской песни перестали закрепляться люди. «Тусовка» состоит из людей давно известных и несменяемых. Еще несколько лет назад казалось, что этот «кризис» мы преодолеваем – появлялись ярчайшие, талантливые люди, которые пробивали себе дорогу буквально с одной песни. Рамиль Бадамшин, Ферсо (Лена Тулинова)… Да, они «молодое поколение». Но уже только по возрасту, а не по достижениям. Они собирают полные залы. А за ними – никого. Надеюсь, пока никого.
Нет, проходят фестивали, объявляются победители – юные и талантливые. Загадка в том, куда они пропадают потом. Как правило, на следующем фестивале их имен уже не слышно. Может быть, они есть, но их еще «не откопали»?
Анастасия Мирсанова,
2003 |
|