КСП УФА

Поговорим
На АПушке
Автономное плавание: куда делась авторская песня

 
Открыть новую тему  Ответить    Все разделы -> Пресс-служба
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Пресса





Зарегистрирован: 29.08.2011
Сообщения: 39


СообщениеДобавлено: 28 03 2012 21:28    Заголовок сообщения: Автономное плавание: куда делась авторская песня Ответить с цитатой

Источник: http://gaude.ru/node/18284


Автор: Юлия Сухомлинова

Шамиль Абряров - поэт, бард, публицист


Традиция авторской песни в России не то, чтобы умерла, а оказалась в гетто - и тут уже не важно: самопровозглашенном или вынужденном. Gaude решил понять, как это случилось и узнать, как и зачем там появляются новые музыканты.

«Они поют, аккомпанируя себе на гитаре, не потому, что им так нравится, а потому, что по-другому — никак и негде. Человек с гитарой автономен и ни от чего не зависит, взял инструмент и спел», - сказал о бардах Шамиль Абряров. Поэт, музыкант и просто ранимый человек, он забросил писать музыку в 90-ые, потому что, по его словам, не захотел никого расталкивать локтями, потому что надо было неискренне улыбаться полезным людям на тусовках, где после 30 минут начинала болеть голова. В одном из своих текстов на альбоме «Пирог со свечами» Шамиль поет о таинственном братстве, из зажатых ран которого «течет голубая вода». Именно оно оказалось за бортом после развала Советского Союза. Но коснулась ли эта ситуация бардовской песни?

Этот репортаж, как ни странно, начался с отсутствия репортажа. Сначала арт-директор одного известного московского клуба в интервью нашему изданию заявила, что у бардовской песни нет молодежной аудитории и что просто смешно писать об этом. А затем мы обратились к солистке группы «Белая гвардия» Зое Ященко, которая сказала, что ее аудитория не стареет. «То есть, всегда в зале довольно много молодых парней и девушек, студентов и даже школьников старших классов. Помню, как я удивилась, когда на концерты стали приходить еще более юные поклонники – дети тех зрителей, для которых мы когда-то сыграли свои первые песни. Они слушали нашу музыку с колыбели, на ней выросли и в нее «вросли». Что же это за призрачные слушатели, в каком измерении они существуют и существуют ли вообще, мы решили спросить у них самих.



Филипп Касиянов, 23-летний молодой человек, рассказавший нам о том, что у него есть немало друзей с хорошим образованием, которые любят этот жанр, стал поклонником авторской песни, потому что ее слушали его родители. Однако с возрастом его интерес к жанру не угас. По сей день в часы отдыха Филиппу и его друзьям доставляет истинное удовольствие приехать на дачу, сесть у костра и попеть любимые песни Окуджавы, Визбора, Митяева и Иващенко. «Мы неизбежно переживаем момент узнавания, слушая бардовскую песню. В нашу эпоху технологий люди хотят видеть человека. В бардовской песне поют о нас о всех». Про себя и других поклонников лирической авторской песни молодой человек говорит, что они «немножечко оттуда. Из мира поэзии и добра».


«Вымер», «умер»

Тут надо, правда, сделать ремарку. Филипп закончил театральное, много читал и ездил по миру. По его словам, чтобы полюбить бардовскую песню, до нее нужно дорасти, с чем соглашается известная исполнительница жанра Галина Хомчик: «Аудитория авторской песни всегда состояла из людей с наличием определенной интеллектуальной составляющей, думающих, глубоко чувствующих. Таких людей, к сожалению, всегда было меньшинство, если соотносить их количество с общей массой населения. Аудитория авторской песни, - как раньше, так и сегодня, - не массовый зритель из разряда «пипл хавает», а все то же интеллектуальное меньшинство. Оно, несмотря на все вытравливание и замалчивание жанра СМИ и властью, по-прежнему заполняет залы с концертами этой самой авторской песни, как бы ни пытались эти самые СМИ убедить всех, что такого жанра нет, что он «вымер», «умер»…»

«Если у человека есть потребность в русском слове, обрамленном в музыку, пусть и уступающую западной, тогда он начинает искать то слово, которое совпадает с уровнем его интеллекта и образования, - говорит Зоя Ященко. - Возможно, бардовская аудитория более образованна и начитана. Но бывают случаи, когда человек не слушает русские песни только потому, что ему не повезло их для себя открыть».

Филипп Касиянов уверен, что если бы чиновники из министерства культуры взяли и собрали деньги на проект по так называемой раскрутке бардовской песни, через пять лет, у нас было бы другое общество.

Молодой человек рассказал, что к текстам со смыслом тянутся самые разные люди. Но им мешает их собственная среда. Однажды в поезде он встретил группу устрашающих футбольных болельщиков, один из которых вдруг проявил интерес к бардовской песне. Взбунтовавшегося одиночку быстро одернули дружки. Тем не менее, и Филипп и этот парнишка до сих пор дружат, несмотря на разительный контраст в уровне образования.


«В этой стране все словно замерзло»

На вопрос о том, что он думает о качестве звука в жанре, молодой человек сказал, что ему большее удовольствие доставляет именно живое исполнение и не нравится желание артистов сделать звук более броским. По его словам, в таком случае, в музыке остается меньше места для некой душевности.

Солистка «Белой гвардии», однако, сетует именно на качество звука в жанре. Частично из-за этого, по словам Зои Ященко, от него откалывается целый пласт аудитории: «Все-таки, уровень наших записей по-прежнему очень сильно отстает от западных. Нет хороших, доступных студий, нет денег, нет профессиональных звукорежиссеров. А хочется, чтобы музыка звучала красиво! Тогда русскоязычная музыка отсекается по умолчанию».

Надо сказать, что вопрос о возможной популярности авторской музыки у широких масс, который поставил Филипп Касиянов, интересен тем, что в Штатах на него уже получен ответ. Поэт и композитор Пол Саймон, например, является обладателем трех Грэмми и в 1981 году на пике своей карьеры в Нью-Йоркском центральном парке ему удалось выступить перед полумиллионной толпой. Его песня 50 ways to leave the lover заняла первое место в рейтинге BillboardHit 100. Более того, по количеству статуэток, который получил Пол Саймон, с ним могут соревноваться только Стиви Уандер и Фрэнк Синатра.

«В этой стране все словно замерзло», - говорит про Россию Константин Скалдин, студент РУДН, который путешествовал по Штатам и увлекается зарубежной бардовской музыкой. – «Тогда как американское общество там уже переварились в самом себе, у нас все только зарождается, как у них лет пятьдесят назад». Молодой человек рассказал нам о неаполитанских песнях, которые популярны в Европе, а также о своем знакомом музыканте из Германии, считающем себя исполнителем бардовской песни. «Он знает десять языков, а на русском говорит так, что тебе как носителю становится стыдно», - со смехом характеризует своего приятеля Костя. По его словам, этот успешный редактор крупной немецкой газеты занимается бардовской песней для души, но так же основательно, как языками.

Остается признать, что потребность в авторской песне есть не только у нас. В Европе и США, начиная с 60-х годов, авторская песня стала вместилищем протестных настроений и содержала критику власти. Является ли таким вместилищем этот жанр сейчас там? Что ж, самый известный бард Боб Дилан когда-то был освистан толпой за то, что нарушил табу и впервые выступил с электрогитарой в Ньюпорте в 1965. Но новое время потребовало появления новых инструментов и нового звучания, а талантливый художник не может этого не почувствовать.

Не нужно забывать, что очень часто бардовские, авторские песни называют самодеятельными. Получается, что если у исполнителя есть желание, а главное талант, чтобы развиваться в музыкальном бизнесе, он волей – неволей начинает задумываться о качественном студийном звуке и о новых формах этого самого звука… Как Пол Саймон, который сделал один из своих альбомов в Йоханнесбурге. Как Дилан, который попробовал новый инстурмент и, в итоге, только выиграл.

«Когда мы говорим об авторской песне, важно не попасть на минное поле неопределенностей, - поясняет Шамиль Абряров ситуацию в нашей стране. - Нельзя всерьез утверждать, что такого жанра нет. Это просто неправда. Надо просто ясно понимать предмет разговора». По словам Шамиля, в СССР жанр обрел окончательные формы в конце прошлого века. На ниве строительства коммунизма начитанной и глубокой молодежи казалось, что все вокруг искусственно. Люди жили «в условиях тупо жужжащей пропагандистской машины, которая в лучшем случае надоедала или даже бесила, а в целом вопринималась как надоедливый фон, фильтруемый сознанием», объясняет Шамиль. Он говорит, что «люди с достаточно свободным мышлением, вынужденные забивать свое существование бессмысленной абракадаброй о строительстве коммунизма, скорее почувствовали, чем осознали полное отстутствие живой жизни вокруг». У костра пелись первые простые песни из туристического фольклора вперемешку с песнями еще малоизвестных авторов, которые, в каком-то смысле, подготавливали перестройку. А когда она совершилась, оказались устаревшими и не смогли встроиться в новый коммерциализирующийся мир.


Вместо Интернета

Сегодня российская авторская песня живет своими силами. Можно сказать, выживает. «Жанр никогда не собирает стадионы и продюсеров не привлекает, - говорит Зоя Ященко. - Вернее, тут обратная связь. Именно потому, что у жанра нет профессиональных продюсеров, барды и не могут собрать стадионы. А гипотетически могли бы. Собирается же на Грушинском фестивале под Самарой каждое лето от 100 до 300 тысяч зрителей. То есть, жанр этот довольно востребованный, но ему надо помогать. А помощи ждать не приходится. Не нужны нашим правителям умные песни и умные люди. Им нужна «фабрика звезд», такими проще управлять».

«Я идеалист и старомодный утопист, - говорит Галина Хомчик, - наверное поэтому пою и люблю старую авторскую песню. Мне хочется, чтобы люди не боролись друг с другом и не рвали власть друг у друга, а учились заботиться о ближнем, делать добро, не причиняя при этом вреда другим.

«Я думаю, что как генератор какой-то духовной среды этот жанр уже не работает», - подводит итог Шамиль Абряров. Что же до сегодняшних «генераторов духовной среды», то на вопрос о том, есть ли они, нам ответил известный публицист и писатель Дмитрий Быков. По его мнению, сетевое творчество на сегодня может стать объединяющим людей фактором. Быков отметил, что интернет – пользователи сегодня выдают такие смешные и остроумные вещи, что ему сложно соответствовать им даже со своим «Гражданином поэтом».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Открыть новую тему  Ответить    Все разделы -> Пресс-служба Часовой пояс: GMT + 5
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы