Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Е.Волков Гость
|
Добавлено: 5 08 2006 15:11 Заголовок сообщения: Как исполнять песни |
|
|
От автора.
После публикации статьи «Как писать песни» было отрадно узнать, что это пособие оказалось полезным не только начинающим авторам, но и авторам, имеющим солидный опыт.
Подкопив материала, я решил выполнить обещание в отношении пособия «Как исполнять песни», что с удовольствием и делаю.
Хочу подчеркнуть, что данная работа не претендует на роль руководства к действию, а скорее является памяткой для начинающих исполнителей, работающих в жанре авторской песни, т.е. - начинающих Бардов.
Надеюсь, что этот материал позволит вышеупомянутым дарованиям не совершать ошибок собственных, в пользу использования ошибок общественных.
По сути, это конспективное изложение информации, почерпнутой из разных источников, а так же личного опыта ряда исполнителей и вашего покорного слуги.
Как исполнять песни.
Краткое пособие начинающему исполнителю.
Часть 1. Технический аспект исполнения песен.
Материал представлен в виде набора определений некоторых терминов, с сутью которых сталкивается на своём творческом пути каждый исполнитель.
Сцена.
Так же как вешалка является преддверием театра, преддверием выступления является «Выход на сцену».
Устройство сцены.
Сцена состоит из четырёх частей:
- авансцена
- сцена собственно
- задник (опционально)
- закулисы
Рассмотрим каждую.
Авансцена.
Это место, откуда ведущий произносит свои объявления. Т.е. «выдаёт аванс» последующего выступления.
Сцена.
На ней стоят микрофоны. Ещё там происходит действо.
Задник.
Большое полотно в глубине сцены, полностью перекрывающее фронтальную проекцию сценического проёма. На заднике должна быть нарисована эмблема с гитарой.
Используется для того, чтобы перемещения с левого края сцены на правый и наоборот не были видны из зала. Например, Вы хотите поздороваться или просто поболтать со своим приятелем, а между вами оказалась сцена. Вот тут задник незаменим - Вы быстренько пройдёте за ним на другой край. При этом по заднику пойдут волны, так что зрители будут в курсе того, что там, в глубине, жизнь бурлит, а значит, будет ещё много интересного.
Надо быть готовым к тому, что задника может и не быть. Это означает, что перед началом концерта Вам необходимо занять место на нужном краю сцены, если выход на неё только один, и не с той стороны, которая Вам нужна.
Закулисы.
В явном или неявном виде есть всегда. Это основное место пребывания начинающего, а порой и не очень, исполнителя. Здесь Вы будете репетировать, настраивать инструменты, общаться, а главное - ждать выступления.
Отмечу, что ещё есть занавес - иногда его называют «пятой частью», что, на мой взгляд, в корне неверно. Занавес по отношению к сцене является «крышкой», т.к. закрывает её. А крышка и банка - вещи разные.
Перед тем как Вы окажетесь на сцене, не лишним будет поговорить об аксессуарах, которые Вам надо использовать.
Аксессуары.
Существует четыре аксессуара для осуществления прикрепления гитары к исполнителю.
Перечислю их в порядке популярности.
1. Перекидка
2. Удавка
3. Ремень
4. Верёвка
Перекидка - самый часто используемый и самый неудобный аксессуар.
Неудобство заключается:
Во-первых: часто просят выступить те, у кого нечем прикрепить к себе гитару, после этого приходится производить повторную регулировку.
Во-вторых: те, кто попросил перекидку на выступление, как правило, отдают её следующему после них, т.к. у того тоже нечем крепить гитару.
В-третьих: перекидка остаётся у кого-то из тех, у кого перед концертом ничего не было и теперь уже Вам нечем прикрепить к себе гитару.
В-четвёртых: низкая скорость процесса, сложность регулировки.
В-пятых: высокая вероятность получения неправильного результата.
В-шестых: невозможность прикрепления гитары, в которой нет дыры.
Удавка - как правило, самодельный аксессуар. Представляет собой петлю из «киперки» с крючком.
Преимущества: практически не регулируется, поэтому её крайне редко просят на выступление, из-за этого почти навсегда остаётся у владельца. Простота и высокая скорость процесса прикрепления гитары.
К недостаткам можно отнести то, что она поддерживает гитару только снизу и последнюю надо прижимать к себе (иначе отвалится), давит на шею, а это любят не все. Кроме того - не слишком эстетичный внешний вид замызганной «киперки» и обмахрившегося узла на крючке с зазубринами, согнутом из куска консервной банки.
Ремень. В силу того, что старомоден, не слишком часто используется.
Преимущества: практически намертво приделан к гитаре. Ни кому не нужен, кроме владельца. Очень высокая скорость присоединения гитары к исполнителю.
Недостатки: как правило - дороже перекидки. Относительно высокая трудоёмкость присоединения его самого к гитаре.
Верёвка. Применяется крайне редко.
Преимущества: вообще ни кому не нужна. Практична (особенно в плане совместного использования с мылом, после объявления результатов конкурса).
Недостатков нет.
Исходя из вышесказанного, перед выходом на сцену Вам необходимо определиться с аксессуаром, которым Вы воспользуетесь и, возможно, проделать некоторые (а возможно и все) манипуляции с ним.
Итак, Вы на сцене!
Теперь Вашим «царём и Богом» стал «звукарь».
«Звукарь» это человек, который сидит в зале за панелью с множеством крутилок.
Сам по себе звукарь ни на чём (кроме нервов) не играет, но именно благодаря ему, Вас, возможно, услышат Ваши поклонники.
Надо заметить, что все «Звукари» делятся на «звукарей» как таковых и «рулил».
Принцип деления прост: «звукарь» это старый «рулила».
В любом случае звукарей надо просить «нарулить» звук. Они знают, что это такое и не обижаются. Но если попросить звукаря, к примеру, «отстроить» микрофон, есть риск остаться непонятым.
Работа с микрофоном.
Думаю, Вам не раз приходилось слышать этот термин.
Что он подразумевает?
Ничего особенного: надо убедиться в том, что микрофон работает.
Для этого существует множество способов. Приведу некоторые из них:
1. Самый эффективный: постучать пальцем в то место микрофона, куда надо говорить.
2. Второй по степени эффективности: дунуть в микрофон.
3. Говорить скороговорку «Раз, два, три, четыре, пять, один, два, три…» и т.д. до тех пор, пока звукарь не даст понять, что микрофон работает.
4. Самый хитрый: не проверять вообще, а использовать для исполнения тот же микрофон, в который только что говорил конферансье.
После того, как Вы поработаете с микрофоном, микрофон с вероятностью 50/50 начнёт работать на Вас. Это означает, что Вам может попасться один из тех двух (из шести) неработающих микрофонов, которые были специально сломаны для гурманов, любящих «живой звук».
Следует помнить: в процессе исполнения не рекомендуется далеко уходить от микрофона!
Не подумайте, что микрофон не сможет Вас услышать. Отнюдь! В настоящее время микрофоны имеют очень высокую чувствительность! Уходить далеко не стоит потому, что микрофон устанавливается в таком месте сцены, чтобы его было хорошо видно из зрительного зала. Если Вы отойдёте к левому или правому краю сцены, Вас могут просто не заметить. Самое плохое при этом то, что публика может подумать, что это поёте не Вы, а звучит фонограмма! По этим же соображениям не стоит уходить вглубь сцены.
Выходить к краю авансцены так же не рекомендуется. Во-первых: Вы окажетесь сзади микрофона, а эта часть у него обычно нерабочая. Во-вторых: можно упасть.
Микрофонная стойка.
Приспособление, на которое устанавливается микрофон. Часто стойку называют «журавль». Такое название устоялось благодаря силе голоса этой птицы.
Использование стойки обусловлено, прежде всего, обеспечением сохранности оборудования.
А именно:
1. Если микрофон положить на пол, на него могут случайно наступить, и он может сломаться.
2. Микрофон виден звукарю. Т.е. последний следит за тем, чтобы первый не спёрли.
Джек.
Незаменимый в последнее время предмет.
Выглядит как втыкалка не верёвке. Применяется только к гитарам, в которых есть втыкушка. При этом гитара начинает звучать так, как будто на ней вместо струн натянуты резинки. Про такую гитару говорят, что «она с джеком». Это не совсем правильно. Всё-таки «джека» в гитаре нет - в ней есть то, куда «джек» втыкают. Поэтому правильнее говорить: «под джек».
Для того чтобы узнать сможете ли Вы подзвучить гитару - воткнуть в неё джек, надо так и спросить у звукаря: «Джек будет?» Если звукарь посмотрит на Вас как на дебила, это может означать:
а) обижаешь, конечно, джек будет!
б) он не звукарь, а светотехник или начинающий рулила.
в) его имя - Джек!
Попутно хочу уточнить, как отличить звукаря от рулилы.
Достаточно взяться за джек.
Движения звукаря будут спокойными, если вообще будут - он чувствует, какой грядёт поворот событий и готов к нему. Рулила начнёт метаться - он не чувствует, поэтому чувствуют все остальные - зрители и исполнитель. Иногда отголоски чувствуют даже те, кто на концерте не был. Например, радио-мастер в виде утяжеления веса его кошелька.
Ну что ж, думаю, Вы уже устали, пока - всё.
В следующей части пособия мы поговорим о технологии и спецтехнике.
_________________
С уважением, Евгений. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Е.Волков Гость
|
Добавлено: 5 08 2006 15:13 Заголовок сообщения: |
|
|
Часть 2. Технологический аспект исполнения песен. Применение спецтехники.
Начнём с того, что попробуем ответить на вопрос: «Зачем мы вышли на сцену?»
И вот тут я Вас перебью - при всём возможном многообразии ответов, правильный только один - «привлечь внимание».
Технология привлечения внимания.
Скажу сразу - вопрос сложный. Многие исполнители делают это мастерски, даже не осознавая, как это у них получается, но многие так и не научились этого делать.
Музыканты часто говорят: «Раскачать толпу».
Что они подразумевают? Это когда публика в зале начинает раскачиваться в такт (или не в такт) музыке. Чем энергичнее зрители это делают, тем лучше.
На открытых площадках (не в зале), когда зрители воспринимают искусство стоймя, толпу не раскачивают, а - «заводят». Степень «завода» определяется количеством зрителей задержанных милицией.
Понятно, что для достижения максимального эффекта надо чтобы публика внимательно внимала Вам. А для этого надо привлечь её внимание. Чем сильнее вы привлечёте внимание публики, тем сильнее она будет раскачиваться и заводиться.
Основное правило: чем лучше Вас видно и слышно, тем сильнее Вы привлекаете внимание. Оно и понятно: на кого из двух исполнителей Вы будете смотреть, если один будет молча лежать на сцене, а второй прыгать и распевать: «Как здорово, как здорово, мы вместе».
Начинать привлекать внимание надо ещё до выхода на сцену. Можно несколько раз выглянуть из закулис в зал. Во время объявления следующего номера надо подсказывать конферансье название песни и фамилию исполнителя, желательно не того, который должен выступать. Хорошие результаты даёт распевка - надо что-нибудь громко пропеть, аккомпанируя себе на гитаре. Неплохо пройти в закулисы (если Вы не успели сделать этого до начала концерта) из зала. Причём во время выступления какого-нибудь известного исполнителя. В общем, способы есть.
Далее - после того, как Вы подойдёте к микрофону.
Первое: надо подключить джек к гитаре и начать дёргать струны. Просто так. Без аккордов. Когда звук из динамиков станет достаточно громким, надо попросить звукаря вначале «добавить верха», затем «подрезать низ», а потом наоборот. И так несколько раз. Параллельно с этим надо подстроить гитару. Да! Гитара обязательно должна быть подстроена. Обусловлено это тем, что в закулисах хорошо выполнить эту операцию невозможно по одной простой причине - мешают звуки, доносящиеся со сцены, и гитару слышно плохо. А после того, как её станет слышно хорошо, Вы можете спокойно заняться подстройкой. Ни кто мешать Вам не будет т.к. на сцене только Вы.
Затем надо хорошенько поработать с микрофоном (см. 1 часть), не забывая «цыкать», «чмокать» и «пукать» в микрофон.
Делать это надо обязательно, т.к. данный процесс является традицией и способствует улучшению взаимопонимания между исполнителем и звукарём.
При этом надо опять-таки просить звукаря добавить низа, верха, подобрать серединку, добавить презенса. Потом опять - низа, презенса…
В общем, не важно чего, но обязательно - добавить, убавить, подобрать, подрезать, чуть-чуть вывести и так до тех пор, пока публика не начнёт аплодировать.
Считайте, что внимания Вы привлекли уже достаточно. В принципе, можно этим и ограничиться. Однако на практике ограничиваются этим редко. Как правило, исполняют что-нибудь ещё. Обычно это песня.
Подобрать слова песни, равно как и музыку, желательно заранее (см. пособие «Как писать песни»). Кроме того, желательно заучить их так, чтобы без особых усилий вспоминать в процессе исполнения.
Думаю, до данного момента всё было понятно.
Теперь хотелось бы коснуться вопроса применения специфических приспособлений, которые в той или иной мере способствуют повышению эффективности процесса привлечения внимания.
Спецтехника.
В зависимости от того, насколько надо привлечь внимание в текущий момент, исполнитель может и должен использовать какое-либо спец. устройство.
Все специальные средства условно можно разделить на три группы:
1. Применяемые исполнителем.
2. Применяемые зрителями.
a) в воздух
b) в исполнителя
c) внутрь
3. Применяемые службой обеспечения безопасности концерта.
Однако вопросы применения средств второй и третьей групп выходят за рамки данной работы, поэтому ограничимся рассмотрением только средств первой группы.
Поразмыслив над обилием всего того, что востребовано в исполнительской практике, я выделил четыре, на мой взгляд, самых оправдавших своё применение, устройства:
1. Табурет
2. Подставка
3. Стремянка
4. Барабан
Рассмотрим каждое.
Табурет.
Самое универсальное и широко используемое средство. Относительно удобен в обращении. Надёжен. Прост.
К недостаткам можно отнести вес и неудобство транспортировки на дальние расстояния.
Альтернативой является складной стульчик. Однако в силу своей хрупкости широкого распространения не получил.
Табурет применяется в том случае, когда исполнителю надо не очень сильно раскачать толпу. Т.е. исполнитель хочет уменьшить область своей видимости и делает это посредством сидения на табурете.
Кроме того, табурет применяется ещё в одном случае, о котором будет сказано ниже.
Подставка.
Замечу, что использование подставки с головой выдаёт начинающего исполнителя.
Подставка устанавливается либо под правую, либо под левую ногу.
На эту же ногу кладётся гитара. Случай, если исполнитель правша (т.е. дёргает струны правой рукой), а гитара лежит на левой ноге выглядит полнейшим дилетантством, т.к. профессионалы (профи.) кладут гитару на правую ногу, которая уже лежит на левой ноге, сидя при этом на табурете.
Надо отдельно рассмотреть ситуацию, когда без использования подставки не обойтись.
В случае если гитара без ремня, а Вам необходимо достаточно сильно раскачать толпу - исполнять вещь стоя - удерживать гитару в пригодном для игры положении начинающему исполнителю очень трудно. В подобной ситуации в качестве подставки надо использовать табурет. Обычно исполнителем используется тот же табурет, на котором он (исполнитель) сидит во время исполнения песен, не требующих раскачки (см. выше). В этом случае на табурет ставится одна из двух ног и на неё же, соответственно, кладётся гитара.
Стремянка.
Со стремянкой не всё однозначно…
С одной стороны - исполнитель, влезший на стремянку, так сильно привлекает внимание, что ему можно и не петь вовсе. Область видимости исполнителя становится поистине безграничной. Привлечение внимания в этом случае настолько велико, что слушатели перестают осознавать, что им говорит (или хочет сказать) исполнитель. Они заворожены тем, что происходит на сцене.
А это плохо!..
Дело в том, что рано или поздно исполнитель окажется не на стремянке и тогда…
Тогда, в связи с тем, что способность зрителей критически оценивать ситуацию практически начисто исчезала, они могли неадекватно отреагировать на происходящее! И теперь, возможно, им будет за это стыдно…
Правда, обычно это чувство (при наличии такового, разумеется) не выходит наружу.
И ещё. В худшем случае со стремянки можно свалиться, а в лучшем когда-нибудь придется слезать и то, что это сложно, Вам подтвердит любая кошка.
В общем, стремянка - средство бьющее наверняка, но решать - использовать его или нет, конечно же - Вам.
Барабан.
Вот тут я бы хотел подчеркнуть, что барабан может использоваться либо как самостоятельный инструмент, либо в совокупности с другим барабаном.
На мой взгляд, барабан без вспомогательных инструментов более привлекателен, чем со свирелью.
Достаточно вспомнить, что долгое время барабан, висящий на шее, был символом нашей передовой молодёжи.
Истоки этого находятся, видимо, где-то в «Тимуре и его команде», которую, благодаря классику (не Пушкину), мы любим с детства.
Комплексное использование спец. средств.
Знаю, знаю, вы уже устали.
И вот тут-то я припас для вас готовый рецепт (пусть это будет сюрпризом)!
Всё очень просто!
Если влезть на стремянку с барабаном на шее, поставив при этом одну ногу на подставку, стоящую на табурете… можно нести ахинею про что угодно и стать лауреатом любого конкурса «ПА» (Песни Авторской).
Собственно, почти всё!
Осталось добавить: раскачивайте и заводите толпу технически грамотно! В этом случае ваш слушатель будет только Ваш. Главное при этом не стать пилотом, совершающим полёт в оркестровую яму от переизбытка использованных спецсредств.
Вот теперь - всё! Теперь Вам одна дорога - на сцену!
Автор пособия будет благодарен за любые уточнения, замечания, пожелания, дополнения.
Готовится к выходу пособие «Как настраивать гитару».
В соавторы приглашаются все желающие.
_________________
С уважением, Евгений. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Nick2006
Зарегистрирован: 22.10.2005 Сообщения: 72
|
Добавлено: 3 09 2006 16:48 Заголовок сообщения: |
|
|
Простите, а Вы не тот E. Волков, который на "Форуме"
www.bards.ru
задал вопрос
http://www.bards.ru/forums/viewtopic.php?t=2054
Помимо сути вопроса, он заинтересовал меня и тем, что отклики на него четыре раз снимались модераторами сайта.
Прошу меня извинить, если Вы - другое лицо. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Евгений-свердловчанин
Возраст: 61 Zodiac: Зарегистрирован: 27.06.2024 Сообщения: 5 Откуда: Екатеринбург
|
Добавлено: 1 07 2024 06:47 Заголовок сообщения: |
|
|
Я не тот Евгений. Не Волков. Я немного знаю грамматику. Но эмоционально моя реакция выражается так, как это любят писать в интернете настоящие интернетчики: "Статья Е. Волкова - АГОНЬ!" |
|
Вернуться к началу |
|
|
|